Эффектные опыты по химии в домашних условиях






ТОП 6 крутых и безопасных химических опытов: узнайте и проведите дома

А вы знали, что 29 мая День химика? Кто из нас в детстве не мечтал творить своеобразные волшебства, удивительные химические опыты? Пора воплощать мечты в реальность! Читайте скорее дальше, и мы расскажем, как весело провести День химика 2017, а также какие химические опыты для детей легко провести в домашних условиях.

Если игры на улице вас уже не привлекают, то… Хотите увидеть извержение вулкана? Попробуйте устроить его дома! Чтобы устроить химический опыт «вулкан» вам понадобится сода, уксус, краситель пищевой, пластиковый стакан, стакан теплой воды.

В пластиковый стаканчик насыпаете 2-3 ложки столовые соды, туда добавляете ¼ стакана теплой воды и немного пищевого красителя, желательно красного цвета. Потом добавляете ¼ уксуса и наблюдаете за «извержением» вулкана.

Очень интересный и оригинальный химический опыт с растениями можно посмотреть на видео из YouTube:

Хотите провести для детей безопасные химические опыты? Тогда вам точно понравиться эксперимент с воздушным шариком. Приготовьте заранее: бутылку пластиковую, соду пищевую, воздушный шарик и уксус.

Внутрь шарика насыпаете 1 ложку чайную соды. В бутылку наливаете ½ стакана уксуса, после чего надеваете шарик на горлышко бутылки и делаете так, чтобы сода попала в уксус. В результате бурной химической реакции, которая сопровождается активным выделением углекислого газа, шарик начнет надуваться.

Для опыта понадобится: таблетки глюконата кальция, сухое горючее, спички или газовая горелка. Алгоритм действий смотрите на YouTube ролике:

Хотите удивить ребенка? Скорее проводите химические опыты с цветом! Вам понадобятся следующие доступные составляющие: крахмал, йод, прозрачная емкость.

Смешайте в емкости белоснежный крахмал и коричневый йод. В результате вы получите удивительную смесь синего цвета.

Самые интересные домашние химические опыты можно провести, используя доступные ингредиенты. Для создания змеи вам понадобятся: тарелка, песок речной, пудра сахарная, спирт этиловый, зажигалка или горелка, сода пищевая.

На тарелку насыпаете песочную горку и пропитываете ее спиртом. В горке сверху делаете углубление, куда аккуратно добавляете сахарную пудру и соду. Теперь поджигаем песочную горку и наблюдаем. Через пару минут с вершины горки начнет вырастать темная извивающаяся лента, которая напоминает змейку.

Как провести химические эксперименты со взрывом смотрите на следующем видео с Youtube:

Берите на заметку перечисленные опыты и развлекайте своих детишек с пользой. Не забудьте поделиться информацией со своими друзьями, а также читайте про лучшие книги для ребенка — это полезно!

Поделись ею с друзьями в социальных сетях в один клик!

Оставить комментарий

Все права защищены. Копирование материалов сайта только cогласно Условий использования.

Химический опыт. Интересные химические опыты для детей

Ни один человек, хотя бы мало-мальски знакомый с проблемами современного образования, не станет спорить о преимуществах советской системы. Однако у нее были и определенные недостатки, в частности, в изучении естественнонаучных предметов упор часто делался на обеспечение теоретической составляющей, а практика отодвигалась на второй план. При этом любой преподаватель подтвердит, что лучший способ зародить у ребенка интерес к этим предметам — это показать какой-нибудь эффектный физический или химический опыт. Особенно это важно на начальном этапе изучения таких предметов и даже задолго до этого. Во втором случае хорошим подспорьем для родителей может стать специальный набор для химических опытов, которым можно пользоваться и в домашних условиях. Правда, приобретая такой подарок, папы и мамы должны понимать, что им также придется принять участие в занятиях, так как такая «игрушка» в руках ребенка, оставленного без присмотра, представляет определенную опасность.

Прежде всего следует разобраться, о чем идет речь. Вообще принято считать, что химический эксперимент — это манипуляции с различными органическими и неорганическими веществами с целью установить их свойства и реакции в различных условиях. Если речь идет об опытах, которые производятся с целью вызвать у ребенка стремление изучить окружающий мир, то они должны быть зрелищными и при этом простыми. Кроме того, не рекомендуется выбирать варианты, требующие обеспечения особых мер безопасности.

Прежде всего можно рассказать ребенку о том, что все, что нас окружает, в том числе его собственное тело, состоит из различных веществ, которые вступают во взаимодействие. В результате чего можно наблюдать различные явления: и те, к которым люди давно привыкли и не обращают на них внимания, и весьма необычные. При этом в качестве примера можно привести ржавчину, которая является следствием окисления металлов, или дым из костра, являющийся газом, выделяемым при горении различных предметов. Далее можно начать показывать простые химические опыты.

Очень интересный опыт можно показать, используя яйцо и водный раствор соляной кислоты. Для его проведения необходимо взять стеклянный графин или широкий стакан и налить на дно 5-процентный раствор соляной кислоты. Затем в него необходимо опустить яйцо и подождать некоторое время.

Вскоре на поверхности яичной скорлупы, вследствие реакции соляной кислоты и карбоната кальция, содержащегося в скорлупе, появятся пузырьки углекислого газа и поднимут яйцо вверх. Достигнув поверхности, пузырьки газа полопаются, и «груз» опять уйдет на дно посуды. Процесс поднимания и ныряния яйца будет продолжаться до тех пор, пока вся яичная скорлупа не растворится в соляной кислоте.

Интересные химические опыты можно проделать и с серной кислотой. Например, ватной палочкой, смоченной в 20 % растворе серной кислоты, на бумаге рисуют фигурки или буквы и ждут, когда жидкость высохнет. Затем листок проглаживают горячим утюгом и наблюдают, как начинают появляться черные буквы. Этот опыт будет еще более эффектным, если подержать листок над пламенем свечи, однако делать это необходимо крайне осторожно, стараясь не поджечь бумагу.

Предыдущий опыт можно сделать и по-другому. Для этого на листе бумаги рисуют карандашом контур какой-либо фигуры или буквы и готовят состав, состоящий из 20 г KNO3, растворенных в 15 мл горячей воды. Затем кисточкой пропитывают бумагу вдоль карандашных линий так, чтобы не оставалось промежутков. Как только зрители будут готовы, а лист высохнет, нужно поднести горящую лучинку к надписи только в одной точке. Сразу же появится искра, которая «побежит” по контуру рисунка, пока не достигнет конца линии.

Наверняка маленьким зрителям будет интересно, почему достигается такой эффект. Объясните, что при нагревании нитрат калия превращается в другое вещество — нитрит калия и выделяет кислород, поддерживающий горение.

Детям наверняка будет интересен опыт с «несгораемой» тканью. Чтобы его продемонстрировать, в 100 мл воды растворяют 10 г силикатного клея и смачивают получившейся жидкостью кусок ткани или платочек. Затем его отжимают и с помощью пинцета погружают в емкость с ацетоном или бензином. Сразу же поджигают ткань с помощью лучинки и наблюдают, как пламя «пожирает» платок, однако он остается целым.

Простые химические опыты могут быть очень зрелищными. Предлагаем вам удивить зрителя, использовав бумажные цветы, лепестки которых следует промазать клеем из натурального крахмала. Затем букетик нужно поместить в банку, капнуть на дно несколько капелек спиртовой настойки йода и плотно закрыть крышку. Через несколько минут произойдет «чудо»: цветы станут синими, поскольку пары йода заставят крахмал поменять свой цвет.

Оригинальный химический опыт, в результате которого у вас появятся красивые украшения для мини-елочки, получится, если использовать насыщенный раствор (1:12) алюмокалиевых квасцов KAl(SO4)2 с добавкой медного купороса CuSO4 (1:5).

Сначала нужно из проволоки сделать каркас фигурки, обмотать ее белыми шерстяными нитками и опустить их в заранее приготовленную смесь. Через неделю-две на заготовке вырастут кристаллы, которые следует покрыть лаком, чтобы они не рассыпались.

Очень эффектный химический опыт получится, если взять тарелку, пластилин, пищевую соду, столовый уксус, краситель красного цвета и жидкость для мытья посуды. Далее нужно поступить следующим образом:

  • разделить кусок пластилина на две части;
  • одну раскатать в плоский блин, а из второй вылепить полый конус, на вершине которого нужно оставить отверстие;
  • конус положить на пластилиновое основание и соединить так, чтобы «вулкан» не пропускал воду;
  • поставить конструкцию на поднос;
  • залить «лаву», состоящую из 1 ст. л. питьевой соды и нескольких капель жидкого пищевого красителя;
  • когда зрители будут готовы, влить в «жерло» уксус и понаблюдать за бурной реакцией, во время которой выделяется углекислый газ, а из вулкана вытекает красная пена.

Как видите, домашние химические опыты могут быть самыми разнообразными, и все они заинтересуют не только детей, но и взрослых.

Эффектные опыты по химии в домашних условиях

Всем нам когда-нибудь хотелось увидеть или поставить опыт, который произвел бы неизгладимое впечатление на окружающих. Поставив опыты описанные в этом разделе, вы достигнете этого, а также сможете привлечь внимание кого-нибудь к изучению химии.

  1. Алюмотермия металлов. Термитная смесь.
  2. Беспламенное (каталитическое) горение уротропина, с насыпанным на него оксидом хрома(III).
  3. Варка мыла из жиров.
  4. Взрыв смеси порошков беротолетовой соли с красным фософором от легкого удара.
  5. Взрывающаяся записка (опыт нитрования бумаги; требует подбора концентраций и времени действия реагентов, чтоб не разрушить бумагу и пронитровать в достаточной степени).
  6. Возгонка иода, родамина, индиго (все опыты в тяге или на улице!).
  7. Возгонка бензойной кислоты в герметичном аквариуме с веточками — снежный буран.
  8. Восстановление 6 мл 0,5% раствора золотохлористоводородной кислоты с 2 мл 1% раствором дигидрохлорида гидразина в 400 мл воды с образованием синего золя золота.
  9. Выделение каучука из фикуса. Млечный сок из листьев фикуса смешивают с конц. раствором хлорида кальция, хорошо перемешивают и добавляют по каплям спирт — выделяются хлопья каучука, которые можно растягивать.
  10. Выращивание кристаллов серебра погружением медной проволочки в раствор нитрата серебра.
  11. Выращивание кристаллов солей из водных растворов. Возможно выращивание гидрофосфата калия на картонной «ёлочке» поставленной в раствор. Есть вариант выращивания квасцов на «короне» сплетенной из ивовых ветвей.
  12. Высаливание этанола из водки карбонатом натрия. Горение полученного спирта, в отличие от водки.
  13. Гальванический элемент из цинка и меди.
  14. Глюкоза при нагревании восстанавливает аммиачный раствор сульфата меди до оксида меди(I) красного цвета.
  15. Горение алюминия, меди, сурьмы, фосфора в броме.
  16. Горение ацетилена, олова, меди, сурьмы в хлоре.
  17. Горение арахиса. Можно сделать свечку из картофеля с арахисовым фитилем. Такую свечу можно съесть.
  18. Горение воды, серы, иода в струе фтора.
  19. Горение магния в воде.
  20. Горение меди в парах серы.
  21. Горение паров спирта в бутылке. Красивое пробегающее фиолетовое пламя. Можно использовать и другие летучие горючие жидкости.
  22. Горение паров сероуглерода с оксидом азота(II) в длинном цилиндре.
  23. Горение серы, иода с дифторидом ксенона.
  24. Горение стекловаты или асбеста в трехфтористом хлоре.
  25. Горение тринитроцеллюлозы или перекиси ацетона на ладони — необжигающее пламя (за счет скорости реакции).
  26. Гроза в стакане — реакция кристаллов перманганата калия с границей серной кислоты и этанола.
  27. Дым без огня — реакция аммиака и хлороводорода в парах над водными растворами. Этой реакцией можно создать вакуум при плотном соединении двух емкостей с этими газами.
  28. Загущение этанола ацетатом кальция, карбоксиметилцеллюлозой (или жевательными гибкими конфетами).
  29. Запуск мыльных пузырей зимой и их замерзание на морозе (физический опыт).
  30. Изменение тона голоса при вдыхании гелия, гексафторида серы (физический опыт).
  31. Изменение цвета окрашенных соков растений под действием кислот и щелочей.
  32. Изменение цвета раствора гексагидрата хлорида кобальта в 96% этаноле при изменении температуры (температура перехода зависит от содержания воды в этаноле).
  33. Индукционное плавление поваренной соли. Требуется собрать индукционную печь.
  34. Капли растворов пропиленгликоля в воде, с разной концентрацией, подкрашенные красителями, помещенные на стекло, сами сливаются друг с другом или начинают гоняться друг за другом.
  35. Каталитическое горение аммиака на подогретом оксиде хрома(III) — огненная метель. Можно комбинировать с разложением дихромата аммония.
  36. Каталитическое окисление ацетона на подогретой медной сетке.
  37. Каталитическое разложение перекиси водорода в смеси с мылом под действием иодида калия. Образование большого количества пены.
  38. Клей из смеси творога и нашатырного спирта.
  39. Колебательные реакции.
  40. Кристаллизация пересыщенного ацетата натрия или тиосульфата натрия. Можно это делать выливанием, тогда получается горка из кристаллов.
  41. Кристаллизация моногидрата бромата бария из горячего раствора со вспышками и звуками.
  42. Кристаллизация поваренной соли (хлорида натрия) из насыщенного раствора под действием соляной кислоты. При кристаллизации видны искры.
  43. Лёд в кипящей воде. Кусочки льда под водой, прижатые на дне колбы и нагрев воды до кипения верхней части колбы (физический опыт).
  44. Механохимическая реакция щавелевой кислоты и дихромата калия.
  45. Наблюдение тени паров ртути в свете ультрафиолетового фонарика (физический опыт).
  46. Надпись крахмалом и ее проявление разбавленным раствором иода.
  47. Нанесение временных татуировок раствором нитрата серебра.
  48. Натирание медной монеты солями ртути (внимание — работа с токсичной и трудноутилизуемой ртутью!).
  49. Неньютоновские жидкости (физический опыт).
  50. Несгораемый платок, купюра. Платок или деньги пропитываются 50-60% этанолом и поджигаются, после сгорания спирта платок или деньги не сгорает из-за оставшейся воды.
  51. Обесцвечивание красителей озоном.
  52. Образование фиолетового неустойчивого комплекса железа при реакции FeCl3 с Na2S2O3.
  53. Образование двигающихся колец в реакции бромата калия, броммалоновой кислоты и ферроина (опыты Белоусова-Жаботинского).
  54. Обугливание сахарозы серной кислотой с сильным увеличением объема.
  55. Окисление черного сульфида свинца перекисью водорода до белого сульфата свинца.
  56. Окрашивание пламени в разный цвет солями металлов, триметилборатом.
  57. Окровавленная ладонь с тиоцианатом и железом. Комплекс обесцвечивается фторидами.
  58. Опыты по замораживанию жидким воздухом (физический опыт). Молоток из ртути, свинцовый колокольчик, разбивание цветка, мячика, фосфоресценция сахара, обесцвечивание сурика, серы, горение ваты в жидком воздухе.
  59. Осаждение иодида свинца из горячей воды — золотой дождь.
  60. Осаждение иодида серебра и его распад на свету.
  61. Осаждение осадка сульфата бария в присутствии перманганата (соосаждение). Получается розовый, а не белый осадок, который нельзя отмыть от перманганата.
  62. Пиролиз кусочка дерева с получением в отгоне вонючего дегтя и водного уксуса, а в остатке — угля.
  63. Плавление галлия на ладони (физический опыт).
  64. Плавление и разложение борной кислоты до стеклообразоного оксида бора. Добавление солей тяжелых металлов придаст плаву окраску. Можно аналогично делать перлы буры.
  65. Плавление ложки из сплава Вуда в горяем чае (физический опыт).
  66. Поглощение подкрашенной воды полиакрилатом натрия.
  67. Поджигание органических веществ оксидом марганца(VII).
  68. Получение водорода реакцией металлов с кислотами и опыты с ним. Надувание шарика с водородом; создание и взрыв гремучего газа (в пробирке, в банке, в шарике, в виде мыльной пены). Демонстрация разной скорости выделения водорода разными металлами и разными кислотами. Поджиг водорода платиной.
  69. Получение вонючего изонитрила из анилина и хлороформа.
  70. Получение диазокрасителя из ароматического амина и фенола.
  71. Получение жидкого оксида азота(IV) и его свойства.
  72. Получение закиси азота реакцией растворов гидрохлорида гидроксиламина и нитрита натрия. Горение лучины в закиси азота.
  73. Получение и взрывчатые свойства иодистого азота.
  74. Получение и взрывчатые свойства оксалата серебра.
  75. Получение кислорода реакцией перекиси водорода (раствора гидроперита, пергидроля) с катализатором разложения (перманганат, сульфат меди, диоксид марганца и др.). Горение в кислороде тлеющей лучины, сигареты, тонкой железной проволочки, пластиков, сахара и т.д.
  76. Получение кофеина из чая.
  77. Получение пластической серы.
  78. Получение прозрачного красного сплава алюминий-золото.
  79. Получение сероводорода из сульфида алюминия и его свойства. Поджигание сероводорода диоксидом свинца, восстановление раствора иода.
  80. Получение углекислого газа реакцией соды с уксусной кислотой и опыты с ним. Вращение легкого колесика с лопастями помещенного под выводящей трубкой (тяжелый газ падая его вращает); тушение свечки, выливанием на нее углекислого газа из стакана; горение магния в углекислом газе; подъем раствора щелочи по трубкам за счет растворения и реакции углекислого газа; реакция с известковой водой (осаждение и растворение карбоната кальция и снова его осадить щелочью), можно в сравнении сделать продувание в известковую воду выдыхаемого воздуха. Можно в бутылку из-под шампанского налить кислоты, а к пробке ниткой привязать полотняный мешочек с содой, при встряхивании бутылки газ выбивает пробку. При добавлении сапонина к карбонату перед реакцией получается устойчивая, плотная, объемная пена в которой стоит стеклянная палочка.
  81. Получение ярко-зеленого нитрозоантипирина.
  82. Примерзание стакана при растворении нитрата аммония в воде.
  83. Раствор сульфата меди(II) при добавлении поваренной соли реагирует с алюминиевой проволокой с выделением тепла, водорода и порошкообразной, химически активной меди.
  84. Растворение бумаги в концентрированном растворе гидроксида тетраамминмеди.
  85. Растворение иода в спирте, бензоле и тетрахлорметане. Демонстрация зависимости окраски от степени сольватации.
  86. Растворение металлов в царской водке, азотной кислоте.
  87. Растворение серы в олеуме с образованием окрашенных растворов катионов серы.
  88. Растворение скорлупы яйца в разбавленных соляной или уксусной кислоте. Вытравливание надписей на мраморе.
  89. Реакция натрия с водой с добавлением фенолфталеина. Реакция натрия с конц. соляной кислотой (значительно слабее, чем с водой).
  90. Реакция водного раствора поливинилового спирта с тетраборатом натрия с образованием геля (лизуна).
  91. Реакция предварительно растертых дихромата калия и сахарозы, при нагревании. Сахарный вулкан.
  92. Реакция серебряного зеркала.
  93. Реакция железа с нитратом калия при нагревании. Горящая смесь очень напоминает лаву. В остатке содержится феррат(VI) калия. Ферратный вулкан.
  94. Реакция железа с серой при нагревании.
  95. Реакция цинка с серой при нагревании (реакция бурная!).
  96. Реакция окисления глюкозы воздухом в горячем (40-60 С) растворе метиленового синего. При встряхивании бесцветный раствор становится синим, после чего обесцвечивается.
  97. Самовозгорание бумаги пропитанной раствором белого фосфора в сероуглероде.
  98. Самовозгорание от капли воды смеси цинковой пыли, хлорида аммония и нитрата аммония, либо смеси алюминия с иодом, либо нитрата серебра с магнием, либо пероксида натрия с порошком серы.
  99. Самовозгорание перманганата калия с глицерином.
  100. Самовоспламенение водорода на платинированном асбесте.
  101. Самовоспламенение сахарозы в смеси с хлоратом калия от концентрированной серной кислоты.
  102. Самовоспламенение силана, получаемого реакцией силицида магния с соляной кислотой.
  103. Самодымящая смесь анальгина с гидроперитом.
  104. Самодымящая смесь пентагидрата тиосульфата натрия с гидроперитом.
  105. Самозакипающая жидкость. Смешивают 48 мл метилформиата и 85,5 мл 2-метилбутана. Смесь начинает кипеть, так как температура кипения этого азеотропа 17 С, что ниже температуры кипения каждого из компонентов (физический опыт).
  106. Сгорание эфирного масла апельсиновой корки в пламени спиртовки.
  107. Серебряное дерево. Получается наливанием 10% раствора нитрата серебра на каплю ртути.
  108. Сжигание сахарозы с сигаретным пеплом, перманганатом калия или оксидом хрома(III).
  109. Силикатный сад. Кристаллики окрашенных солей в растворе силиката натрия.
  110. Cильноэкзотермическая реакция сплавления алюминия с никелем.
  111. Синтез и взрывчатые свойства ацетиленида меди(I).
  112. Синтез и разложение синей перекиси хрома.
  113. Синтез и хемилюминисценция лофина, бис(динитрофенил)оксалата или люминола с окислителями.
  114. Синтез калия из гидроксида калия и порошка магния в трет-бутаноле при нагревании. Реакция полученного калия с водой.
  115. Синтез пирофорного свинца, железа, никеля.
  116. Синтез пирофорной окиси графита — исходного вещества для синтеза графена.
  117. Синтез приятнопахнущих сложных эфиров — амилформиата (вишня), этилбутирата (абрикос), бутилбутирата (ананас).
  118. Совместная кристаллизация сульфатов калия и натрия из горячей воды. При кристаллизации видны искры.
  119. Создание гипсовых фигурок (реакция застывания гипса).
  120. Сухой лёд в цилиндре с водой (дымящая жидкость).
  121. Таблетка гидроперита интересно реагирует с кристалликом перманганата калия и каплей воды (каталитическое разложение).
  122. Ткань пропитанная хлоридом кобальта и прогретая, меняет цвет с голубого на розовый (гидратация) если на нее подуть с близкого расстояния.
  123. Травление поверхности железа иодом, хлоридом железа(III).
  124. Термическое разложение дихромата аммония — вулкан.
  125. Термическое разложение гидрокарбоната аммония — улетучивание.
  126. Травление стекла плавиковой кислотой.
  127. Триболюминисценция сахара в кофемолке (физический опыт).
  128. Фараоновы змеи (разложение роданида ртути, глюконата кальция, нитроацетанилида и др.).
  129. Фонтан в колбе с трубочкой, заполненной аммиаком, погруженной в кристаллизатор, заполненный водой с фенолфталеином.
  130. Фотохимическое обесцвечивание тионина с сульфатом железа(II) в серной кислоте, под яркой лампой. В темноте раствор опять становится фиолетовым.
  131. Фотохимическое изменение окраски комплекса нитропруссида натрия с тиомочевиной в растворе гидрокарбоната натрия.
  132. Химические часы — слить раствор кремней для зажигалок в серной кислоте и раствор лимонной кислоты и бромата калия.
  133. Химический хамелеон. Изменение окраски растворов Cr(VI) или V(V) при добавлении восстановителей. Или изменение окраски универсального индикатора при добавлении кислот и щелочей.
  134. Электролиз раствора поваренной соли. Взрыв смеси хлора с водородом на свету.
  135. Эндотермическая бурная реакция гексагидрата хлорида кобальта с тионилхлоридом.

Обсудить и предложить опыты можно на форуме сайта. Не забывайте — любой опыт можно сделать зрелищным, главное подумать!