Основные принципы
Основателем джайнизма считается проповедник Вардгамана (VI ст. до н. э.), называемый Джиною (победителем — традиционное звание буддийских и джайнських святых), а также Магавирою, однако кодификация джайнистського канона состоялась через шесть веков. Уважається, что Вардгамана победил карму сам и указал путь к ее преодолению, а, следовательно, к спасению, другим людям. С другой стороны, сами джайни считают, что джайнизм существовал вечно, как вечно существует сама Вселенная, а Магавира был двадцать червертим в ряду 24 просветленных, тиртханкарив, что существуют в каждом цикле перерождения мира.
Основой джайнизма как дгармичнои религии есть вера в ряд перерождений (дхармачакра), возможность освобождения от сансары (мокша), суровый аскетизм, неизменная ценность жизни в любом его проявлении и, как следствие, неделание вреда живым существам — ахимса. Джайнизм отбросил авторитет Вед, открыл доступ в свое общество представителям всех варн. Новым в джайнизме является принцип собственных усилий, собственной праведной жизни, собственной аскези — эти условия в брахманизме не решили и приближают джайнизм к буддизму. Но в отличие от буддизма джайнизм утверждает, что не всякая жизнь является злом и страданием — такой является лишь плохая жизнь. Отсюда нирвана в джайнизме — это достижение душой вечного блаженства, в каком джайни видят смысл человеческого существования. С целью достижения нирваны сторонники джайнизма обязаны верить у своих пророков и сурово придерживаться их предписаний.
Деноминации
На рубеже новой эры джайни поделились на два главных направления: шветамбари («одетые в белое») и дигамбари («одетые воздухом»). Дигамбари-монахи практикуют полный отказ от одежды, потому что одежда (как и любая собственность) привязывает человека к материальному миру. Отсюда выплывает невозможность для женщин достичь спасения в этой жизни (то есть надо сначала переродиться в лицо мужского пола), потому что нагота женщин считается недопустимой. Шветамбари зато считают достижение нирваны для женщин полностью возможным.
Джайни разделяются на монахов-аскетов и торговцев-мирян (заниматься сельскохозяйственной деятельностью нельзя, потому что при обработке земли можно убить живые существа — червей, насекомых).
Джайнський мифологии известна огромное количество божеств, распределенных на классы и пидкласи, однако нет поклонения им. Центральным пунктом учения являются признания двух начал — духовное и телесное. Считается, что душу имеют все предметы, но преодолеть карму, которая привязывает душу к телу, может лишь человек.
Джайнизм в современном мире
В Индии по данным переписи 2001 года 4 225 053 последователей джайнизма. Хотя джайни складывают менее половины процента населения Индии, они являются самой богатой, самой образованной и самой влиятельной группой в стране. Да, джайни, невзирая на свою немногочисленность, платят 24% подохидного налога в Индии.
Значительная часть джайнив проживает за пределами Индии. Во всем мире — приблизительно 10-12 млн. джайнов.
Космология
Джайни верят, что Вселенная никогда не была создана и никогда не прекратит своего существования — он вечен. Хотя Вселенная не имеет начала и конца, но время циклическое. Каждый цикл (кальчакра) сладається из двух полуциклов: полуциклу продвижения (утсарпини) и угасания (авсарпини). Каждый из полуциклов делящийся на шесть неравных периодов (ара). На протяжении полуцикла развития человечество развивается от худшего к лучшему. В начале полуцикла мораль, счастье, сила, здоровье, религия в наихудшем состоянии. Достигнув наилучшего состояния под конец полуцикла, все начинает регрессировать. Джайни верят, что теперь мир находится в пятой аре фазы угасания, и к наступлению новой ары еще приблизительно 19 тыс. лет. Шестая ара будет длиться приблизительно 21 тыс. лет. В начале нового полуцикла все деревья желаний кальпавркса удовлетворят все стремления людей. Люди тогда будут рождаться парами близнецов — один мальчик и одна девочка, оставаясь вместе вся жизнь.
По представлениям джайниво Вселенная состоит из неличенного числа джива (жизненных сил или душ). За своей структурой он напоминает человека, который стоит, взявшись в стороны. Узкий пояс содержит в себе разные кшетри — места, где бродят души людей, животных и растений. Символическая грудь Вселенной является небесами (дева лока), убежищем для душ богов. Ниже символического пояса находится ад (нарка лока). Есть семь разных нарка лока, в которых может спуститься джива (душа), искупая свои грехи. Чем ниже — тем более страданий и меньше света. Во главе символической Вселенной расположена сидха кшетра или мокша. Там в состоянии вечного мира и неограниченного счастья перебувать дживи, что достигли нирваны. За пределами этой символической фигуры нет ничего.
Виды познания
Джайнисты разделяют познание на пратьякша, или непосредственное (получается немедленно) и парокша, или опосредствовано (получаемое с помощью какого-либо другого вида познания). К парокша принадлежат
* Мати-джняна (обычное чувственно-логическое познание, которое получается с помощью обычных средств чувственного восприятия) — это познание с помощью индрий (ощущений) и уму, который называется аниндрия, чтобы отличить его от ощущений. Прежде чем достичь мати-джняни мы всегда сначала получаем телесное представление.
В мате входят смрити (память), санджня или пратьябгиджня (узнавание), чурита или тарка (индукция, основанная на наблюдении), абгинибодга или анумана (дедуктивное умозаключение)
* Шрути-джняна (свидетельство) — это познание, которое получается с помощью знаков, символов или слов.
Шрути-джняна бывает четырех видов: лабдги (ассоциация), бгавана (внимание), упайога (понимание) и ная (аспекты значения вещей).
Такие виды познания как мате и шрути свойственные каждому индивиду.
К пратьякша входят
* Авадги (непосредственное познание вещей, даже отдаленных во времени и пространстве) — познание, которое получается с помощью яснобачення.
* Манаг-паръя (непосредственное познание мыслей других)
* Кевала (совершенное знание, которое охватывает все субстанции и их модификации).Это всеведение, не ограниченное ни пространством, ни временами, ни объектом. Для совершенного сознания вся реальность понятна. Такое познание, которое не зависит от ощущений и которое можно лишь почувствовать, но не возможно описать. Оно возможно лишь для свободных Душ, которые очистились.
Таким образом, джайнисти признают пять видов познания : мате, шрути, авадги, манаг-пар’яя и кевала. Первым трем свойственно ошибаться, тогда как последние два не могут быть неправильными. Джайнисты утверждают, что в конкретный момент может действовать лишь один вид познания.
Роль души в познании
В джайнизме чайтанья (сознание) является сутью дживи (души), а сутью проявления чайтаньи является восприятие (даршана) и ум (джняна).
Даршана — это простое восприятие, которое включает несколько стадий (В’янджана-аваграга (Раздражения действует на периферийные концы органов чувств и приводит субъект к известному отношению с объектом), артга-аваграга (сознание возбужденное, переживаются ощущения, где лицо осознает данный объект), иха ( ум стремится познать детали объекта, их сходство и отличие от других), авая (имеет место разграничения нынешнего времени и прошлого и признания данного объекта как этого, а не того), дгарана (мы узнаем, что ощущения раскрывают качества вещей. Возникает впечатление, с помощью которого мы можем вспомнить позже о данном объекте) ; джняна — концептуальном познании. В совершенных условиях душа есть чистой джняною и даршаною (познанием и интуицией), которые возникают одновременно. Все познание помещено в душе, хотя оно проявляется лишь тогда, когда устраняется посредник, который мешает, которым являются кармы. Кармы, которые затмевают разные виды даршани, называются даршанаварания-кармами, а те, которые затмевают разные виды джняни, называются джнянаварания-кармами. Когда душа не заграждается влиянием того, которое затмевает познание, она приобретает способность всеведения.
Теория суждения, как составляющая теории познания
Джайни считают, что всезнающее существо может получить (через кевала-джняна) непосредственное знание о предмете во всех его бесчисленных аспектах. Но несовершенное существо в определенный момент видит объекты лишь из одной частной точки зрения и получает знание лишь об одном аспекте, что характерной данной вещи. Такое частичное знание о каком-то из бесчисленных аспектов предмета называется «ная». Мысль, основанная на таком частичном знании, также называется «ная». Джайни считают что то, которое является истиной из одной точки зрения, может быть ошибочным из другой, то есть истина относительна. Общий характер реальности проявляется в разных личных взглядах. Это является причиной настояния на том, чтобы каждое судженя (ная) была ограниченное определенным выражением, таким как «определенным образом».
Поэтому джайнисти различают семь типов суждений :
1. определенным образом S есть Р.
2. определенным образом S есть не P.
3. определенным образом S есть Р, а также есть не-Р.
4. определенным образом S неописываемое.
5. определенным образом S есть Р и также неописываемое.
6. определенным образом S есть не-Р и является также неописываемым.
7. определенным образом S есть Р, а также есть не-Р и является неописываемым.
Выделение этих типов суждений имеет большое значение для философии. Благодаря нему становится ясным прежде всего то, что, хотя предмет и может быть описан из разных точек зрения, в разных аспектах, самостоятельно или в связи с другими явлениями, его невозможно было бы познать в целом, чтобы не было такого разграничения точек зрения и аспектов.