Исмаилиты — одно из самых распространенных течений шиизма в исламе. Возникла в период арабского халифата во второй половине VIII ст. Распалось на ряд отдельных движений. Титул имама самой многочисленной общины исмаилитив — Ага-хан — передается в наследство. Сейчас главой этой общины является Ага-Хан IV . Количество исмаилитов разных направлений превышает 15 миллионов.
История
Возникновения исмаилитов связывают с расколом в исламе шиизма, который случился в 765 году. Название происходит от имени старшего сына шиизма имама Джафара ас-Садика (шестой имам шиизма) — Исмаила. Он был лишен отцом наследственного титула имама, в чем его сторонники видели нарушение закона. Объединившись вокруг Исмаила, они избрали его своим имамом. Организация была тайной. Она разделялась на семь ланок. Более высокие две были самыми многочисленными — к ним принадлежало руководство религиозного направления, высшие духовные лица. Среднее звено представляли проповедники. Остальные — были обычными общинниками.
Исмаилизм был распространенным в исламском мире — существовали даже исмаилитськи государства (в X ст. фатимидський Египет, в X — XII ст. — государство в Палестине и Сирии, Хи-Хии ст. на территории Ирана).
Исмаилити не является единственной религиозной организацией. Первый самый глубокий раскол в исмаилизми состоялся в конце XI ст., после смерти халифа ал-Мустансира (Фатимида). Образовались две группировки — одно настаивало на избрании халифом Абу Мансур Низара, другое — Абу аль Касим Ахмада, сыновей ал-Мустансира. Сторонники Абу Мансур Низара (их начали называть низаритами), сосредоточились в Сирии и Ираке. Они были самыми активными и самыми радикальными исмаилитами. Сторонники Абу аль Касим Ахмада — мусталити — на определенное время сумели удержать за собой халифат, сосредоточившись в Египте. Они были более умеренными сторонниками исмаилизма.
Низарити имели два центра пропаганды — в горах Сирии и на севере Ирана, в Табаристани (XI — XIII ст.). Позже часть низаритив переселилась в Индию. С середины XIX ст. их имами начали носить титул Ага-хан, а организация начала называться ходжа.
Мусталити после поражения и ликвидации фатимидського халифата частично переселились к Ємену, частично — в Индию.
Идеология
Со временем исмаилизм существенно отдалился от ортодоксального ислама, поддался влияниям индийских и давних персидских религий и превратился в синкретическое учение. Тайный характер учения исмаилитив отдалил их от основной массы мусульман. Они гуртувались в тайные общества и часто практиковали террористические средства борьбы за свои убеждения.
Идеологическая система исмаилизму состоит из двух доктрин: внешней (захир) — общедоступного учения и внутренней (батин), доступной засекреченным. Батин известен лишь исмаилитським имамам. Руководствуясь доктриной тайного учения, исмаилити поддавали аллегорической трактовке аяти Корана и утверждали, что все эти аллегории происходят от их имамив, которые знают сокровенные и тайные (батин) значения Корана. В соответствии с этими представлениями, они разделяли богословие на открытое (захир) и тайное (батин). исмаилити часто пренебрегали внешними обрядами и запрещениями (харам) ислама, считая более необходимым постиганием батину.
Согласно учения исмаилитов, Аллах поднял имамив над остальными людьми и дал им особенные, в частности и сокровенные знания обо всех аспектах бытия. имами владеют знаниями, недоступными другим людям.
имами не обязаны открыто появляться к своим последователям. Имам может быть «скрытым» и неизвестным для большинства людей. В любом случае он является руководителем, который указывает путь всей исмаилитський общине. Когда-то «скрытый имам» все же станет явным и придет в мир, чтобы возобновить справедливость.
Согласно представлениям исмаилитив имами являются непогрешимыми, не несут ни перед кем ответственность и могут делать все, что считают нужным. Простые верующие должны подчиняться им, так как они делают лишь добро.
В своей доктрине исмаилизм позаимствовал много положений из философии неоплатоникив, гностиков и других античных школ. Большое внимание уделялось мистике чисел, что было заимствовано из каббалистики. Особенно уважалось исмаилитами число «семь». Вслед за Платоном, исмаилити рассматривают земной мир как отображение мира идеального. Например, все пророки, является отображением Мирового Ума (аль-акля).
В произведениях исмаилитских теоретиков отобразились и плотинивськи идеи эманации. Из бесконечно отдаленного трансцендентного Единственного (аль-Хакк) «вытекает» и множится все бытие. Это «истекание» происходит через световое излучение. Единственное излучает из себя все сущее. Единственное сначала излучает Мировой Ум (аль-акль), который является первой ступенькой эманации. Излучения Единственного не полностью поглощается Мировым Умом, а продолжает движение. В итоге появляется Мировая Душа (ан-нафс), которая является второй ступенькой эманации Единственного. Мировая Душа уже имеет контакт с материальным миром, который существует извечно и никем не был создан.
Дальше происходит снижение Мировой души к феноменальному миру, где она делящаяся на семь «сфер». Эти «сферы» превращаются в разные вещества материального мира, которые и представляют основу бытия.
Целью происхождения мира в исмаилитський философии является реализация Божественной истины. Вся история разделяется на пророческие циклы. После пришествия «скрытого» имама все внешние аспекты религии будут отменены и останется лишь истина, которая до того была «скрытой».
Воплощением на земле мирового ума были пророки, которых в исмаилитив насчитывается семь, — Адам, Авраам, Ной, Моисей, Иисус, Мухаммед, и Исмаил. Имам считается в исмаилитив живым воплощением Мировой Души. Составной частью их учения является соответственно интерпретированная вера в переселение душ.
Организация
Увлечению исмаилитами власти на определенных территориях предшествовал период длительной пропаганды, которую вели проповедники, — даи (дауат — пропаганда исмаилизму). Согласно исмаилитським учению возглавлял дауат «скрытый имам», который передавал свои приказы даи. Они имели помощников — накибив. У накибив были свои подчиненные. Со среды даи выбиралось высшее руководство, им предоставлялся титул «Даи ад-дауат». Над этой сложной иерархией стоял Баб (врата). Баба не знали даже наивысшие представители исмаилитськои иерархии. Его знал лишь «скрытый имам» и он общался с последователями лишь через специальных представителей. В целом, члены степеней этой иерархии не знали друг друга.