Вера в существование единственной общей Истины (Права, Правды, Закона) присуща людям с древних времен, вероятно за все со времени возникновения человечества. Идеи о восприятии истины как одного из проявлений сущего, а сущего как Лицо, Бога, Творца мира, Всевышного и Вседержителя впервые задокументировано на Ближнем Востоке перед началом нашей эры, эры от Рождества христового.
Эти древние вероучения стали основой одного из важнейших вероучений за всю историю человечества — христианства, которое было основано Иисусом Христом и его учениками и постепенно распространилось по всему земному шару. Рядом с названием христианство, вероучение Иисуса Христа, новое вероучение стало также рассматриваться как учения о признании и прославления единственного Сущего, единственной Истины, единственной Правды (Права), то есть славянскими языками — православие. Распространению этого названия вероучения в Киевской Руси и других славянских странах способствовало также то, что ее толкование является многогранным, в частности как «правильный взгляд» (соответствие греческого «ортодоксия»).
Православие в Римской империи
Святая Земля, где жил и проповедовал Иисус Христос входила как одна из провинций (Иудея), в состав одного из больших мировых государств того времени — Римской империи. Она была тесно связана с Восточным Средиземноморием, где большое влияние имели греческие племена, греческий язык и культура. Тому не удивительно, что достаточно быстро одними из первых последователей православия после тогдашних старожитніх евреев стали греки. На это указывает то, что часть книг христианского Св. Писания, одной из основ православного вероучения, были изначально написаны греческим языком. Благодаря ним новое вероучение достаточно быстро распространилось во все концы Римской империи и получило многочисленных сторонников. Со временем все книги Св. Писания были переведены на греческий язык при участии 70-ти еврейских мудрецов, которые подтвердили достоверность перевода.
Со временем сторонниками православного вероучения стали представители практически всех народов Римской империи. Святое Писание было переведено такими языками как латинская, армянская и тому подобное.
Постепенно православное вероучение распространялось и за пределами Римской империи. Учителя и проповедники, которые несли это вероучение направились во все концы тогдашнего света. Часть из них появилась среди племен Западной и Восточной Европы, часть — в Египте и Африке, а часть направили свой путь в страны Ближнего и Далекого Востока, в степи Причерноморья, Средней Азии, Индия и тому подобное.
Православное вероучение у славян
Первыми христианское вероучение приняли представители тех славянских племен, которые непосредственно контактировали с Римской империей, — славяне Балкан и Центральной Европы, в частности современных земель Болгарии, Сербии, Чехии. Важное значение имело распространение православного вероучения и начало перевода книг Святого Писания на старославянский язык. Фактически эти книги положили начало письменности и книжной образованности у славян.
Православное вероучение на Руси
Новая эпоха в развитии христианства началась с признанием православия официальным вероучением Киевской Руси, Великого Княжества Русского. Это вероучение дало основу для того разноплеменного (многоэтнического) общества, которое возникло на этих землях и просуществовало значительно дольше, чем его предшественники — племенные союзы под руководством таких племен якскіфів, сарматов, гуннів, болгарів, хозаров и других племен, которые существовали и постоянно изменяли друг друга в этой местности.
Вместе с тем стоит заметить, что христианство начало распространяться среди жителей Руси задолго до его официального признания. Это подтверждают проповеди апостола Андрея в этом регионе, упоминания о христианах скифов, сарматов, варягов, русів, печенегов и половцев. В эти времена признаком христианина было как правило устне признание христианского вероучения и возможно ношения символа креста для підтверждення своей принадлежности. Время христианских храмов, икон, текстов
Св. Писание, культуры, образования и философии пришел лишь после официального принятия христианства.
Православное вероучение в Монгольской империи и Золотой Орде
Разрушение городов во время завоевания монголами Восточной Европы временно замедлило развитие и распространение православия. Чингізхан, который по многочисленным свидетельствам был єдинобожником и поклонялся Всевышному в обиде Вечного Неба, одною из фундаментов своего государства сделал свободу вероисповедания и дал разрешение на развитие всех вероучений, которые признавали единственного Бога в тех или других проявлениях, вместе с тем завещал своим потомкам не склоняться к ни одному из них, чтобы утвердить мир в своих государству (завещание, которое они со временем нарушили, став мусульманами, буддистами, конфуцианцами и православными). Священнослужители получили защиту имперской власти и освобождение от налогов, возможность налаживать церковное хозяйство и строить монастыри. В разных концах империи начали развиваться такие вероучения как буддизм, мусульманство, конфуцианство и христианство, в частности в его восточной, староруській форме.
Православное вероучение в Вещи Посполитой и Московском царстве
Упадок и распад Монгольской империи, образования на ее землях новых государств был связан с наличием многочисленных противоречий между ее составляющими, которые нашли свое проявление в частности в борьбе вероучений — мусульманства, буддизма, конфуцианства и христианства. В результате каждое из этих вероучений стало господствующим в одних местностях и гонимым в других.
Следует обратить внимание, что в то время в Европе, в частности в Священной Римской империи и Вещи Посполитой проходили аналогичные процессы. Поэтому ситуация, которая в результате сложилась выглядит полностью закономерно.
С усилением Московского царства и упадком земель Юго-западной Руси (Украины), развитие православия на этих землях пошло кое-что различными путями. Если в Московии, православие получило возможность без препятствий развиваться и стало официальным вероучением, со всеми преимуществами и недостатками этой ситуации, в Украине в те времена оно превратилось на гониме официальной властью вероучения простого народа.