Конфуцианство

  • автор:

Конфуцианство — китайская философская школа, основа китайского образа жизни, принцип организации общества. Основатель — китайский философ Конфуций (551-479 гг. до н. э.). Опираясь на давние традиции, Конфуций разработал концепцию идеального человека, которой присущи гуманность, чувство долга, уважение к старшим, любовь к людям, скромность, справедливость, сдержанность и тому подобное. Проповедуя идеальные отношения между людьми, в семье и в государстве, Конфуций выступал за четкое иерархическое распределение обязанностей между членами общества. Конфуцианство считало основой социального уклада моральное самосовершенствование индивида и соблюдение норм этикета, провозглашало власть правителя священной, а целью государственного управления — интересы народа. Из II ст. до н. э. и к XX ст. конфуцианство было официальной государственной идеологией Китая. В настоящее время позиции конфуцианства кое-что ослабели под давлением европейских философских идей. В разное время конфуцианство распространялось в Японии, Вьетнаме, Корее.

Исходными положениями являются небо и небесное величие.

Небо — это часть природы, но вместе с тем и высшая духовная сила. Целью самосовершенствования является достижение уровня благородного мужу — этот уровень не зависит от социального статуса, а достигается путем воспитания в себе высоких качеств. Особенное место занимает концепция сыновней учтивости и уважения к родителям и к старшим вообще. Философско-этичные, религиозные принципы конфуцианства. Конфуцианство является сложным комплексом философских, этичных, религиозных взглядов, особенным образом жизни, основу которого представляет солидарность. Сердцевину его утво­рює своеобразное понимание моральной природы человека, ее связей в семействе, обществе, государстве.

Сначала конфуцианство заявило о себе как етико-философське учение, а его творец видел себя навчите-лем мудрости, задание которого заключалось в комментировании высказываний давних мудрецов. В целом конфуцианство было направлено на стабилизацию китайского суспильст­ва, которое донимали разнообразные междоусобицы и смуты. Это побуждало Конфуция, обратившись к давним нацио­нальних верований, традиций, культов, переосмыслить их к тогдашним общественно-политическим, духовным обстоятельствам.

Прежде всего он сосредоточивается на двух давньокитайсь­ких культах — культе Неба и культе предков. Небо кон­фуцианство рассматривает и как часть природы, и как визжу ду­ховну силу. Даром Неба являются этичные качества человека, с которыми она должна жить в согласии, которое предусматривает подчинение Небу. Признание конфуцианством необходимости поклонин­ня наивысшей сущности, Высшему правителю, Небу есть найваж­ливишою основанием того, чтобы считать его религией.

Мир, за Конфуцием, является упорядоченным, гармоничным, вич­им началом. Задание человека заключается в том, чтобы знай­ты свое место в этой вечной гармонии. А это возможно лишь в результате постоянного стремления к совершенству, гармо­нийних отношений с Космосом, наследование идеалам. Но­кем идеалом для человечества является «мудрец», «благородный муж», которому свойственны осведомленность, обязательность, чувство меры, законопослушность, сама требовательность,

подчинения своих помыслов и действий велению Неба, мыслям мудре­цов и больших людей. Именно мудрецу следует доверять большие дела.

На противоположном полюсе конфуцианство рассматривает о­столюдина, настроенного, как бы более выгодно приспособить­сия в жизни, который презрительно относится к большим людям, игнорирует слова мудрых, придирчивый к другим и нетребований­ливий к себе. Большие дела доверять ему нельзя. Если качества благородного человека могут улучшаться благодаря самосовершенствованию, то простолюдина может побуждать к вдос­коналення лишь страх перед наказанием.

По мнению Конфуция, каждый человек способен найти в себе этичные правила собственной жизни. В отношениях из ближ­нимы главным должна быть попытка не делать никому того, чего не хочется, чтобы сделали тебе.

В основе всех дел должен быть принцип справедливости. Даже если человек стремится занять желательное для себя мисс­это, где бы то ни было — в семье, обществе, на государственной службе, она должна пытаться быть достойной его. Для того нужно совершенствовать свой характер, который нуждается в очистке сердца, мыслей, расширения знаний.

Важнейшим критерием человеческого величия является взаимоуважение дома, старательность на робо­те, правдивость в отношениях с окружающими. Особенно весь­ливою есть любовь и уважение к власти, родителям. Семью конфуци­анство считает основой политической и социальной структу­ри общества. Даже обладатель государства должен делать, как отец в семье. Интересы семьи конфуцианство возвышает над интересами человека.

Конфуций предложил идею мирного сосуществования. В основе его идеального государства было положено понятие патернализма, то есть управитель должен заботиться о своих подчиненных, как отец заботится своими детьми. Для того, чтобы правитель стал отцом для подчиненных, он должен иметь высокую мораль образованности. Конфуцианство контролировалось с помощью школы, которую открыл Конфуций. После гибели

Конфуция начинается упадок Конфуцианства и дальнейший раскол на 8 течений.