Римско-католическая Церковь в Украине

  • автор:

Римско-католическая Церковь в Украине — церковь латинского обряда в Украине, которая является составной частью Католической Церкви.

На 2007 год Римско-католическая Церковь в Украине насчитывает 7 диецезий (Львовская архидиецезии, диецезии Киевско-житомирская, Каменец-подольская, Луцкая, Мукачевская, Харьковско-Запорожская и Одесско-симферопольская), 804 парафии, имеет 12 епископов и 3 Высшие духовные Семинарии (Львовская, Киевско-Житомирская в Ворзеле и Каменец-Подольская в Городце).

Информационным офисом Римско-католической Церкви в Украине, которая сотрудничает с отечественными и заграничными государственными и коммерческими СМИ, является Католический Медиа-центр.

Традиционно распространение христианства на Руси связывают с именем св. Апостола Андрея, который в И ст. проповедовал у скифов. В древнерусской летописи есть упоминание о его путешествии по Днепру. Провозглашая Евангелие на побережьи Черного моря, Апостол Андрей заложил также церковные общины и среди южных славян. Но те церкви уничтожили кочевые племена готов в ІІІ ст. Сохранились христианские общины лишь в Крыму. Их закрепил в конце I ст., находясь там на ссылке ученик и преемник св. Апостола Петра Папа Римский Климент I. Будучи каторжником, он начал проповедовать сначала среди рабов-греков, впоследствии учение Христа стало доходить и к восточным славянам. Папа Климент I погиб в 100 г. в Крыму мученической смертью. В 860 г. его мощи нашли св. Кирилл и св. Мефодий и привезли в Рим.

Труд греческих и латинских миссий дал свои плоды. Первым князем-христианином на украинских землях считают киевского князя Аскольда, который был окрещен в 867 г. На могиле убитого Аскольда построена церковь св. Николая, который может свидетельствовать о том, что христианским именем Аскольда было Николай. Есть основания считать, что князь получил свое имя в честь Папы Римского Николая I, который проводил активную политику по делу крещения славян и благословил переводы Библии, осуществленные Кириллом и Мефодием на славянские языки.

К середине X ст. во времена князя Игоря христианская община увеличилась, даже строились церкви. В 954-955 гг. славянские миссионеры окрестили вдову Игоря княгиню Ольгу. Она отправила послов в немецкого императора Оттона I с просьбой прислать на Русь епископов и пресвитеров. В 960 г. был назначен епископом Руси Либутий из Могунтського монастыря св. Албана. В 961 г. он умер, и того же года в Киев прибывшая немецко-латинская миссия во главе с архиепископом Адальбертом (провозглашенный святым) из Тревірського монастыря. Внук Ольги князь Ярополк в 974 г. выслал послов к Оттона II, а в 977 г. направил послов к Папе, а Папа Бенедикт VII — своих послов к Ярополка. Это было первое посольство из Рима на Русь. В Киеве была основана латинская дієцезія во главе с архиепископом Боніфацієм (провозглашенный святым), которая просуществовала до 979 г.


Крещение Киевской Руси


В 988 г. князь Владимир окрестил Русь. Хотя во времена Владимира Киевская митрополия была дочерней церковью Царгородського патриархата, Церковь на Руси все же стала частью Вселенской Церкви. Об этом свидетельствуют посольства из Рима, которые привезли мощи святых Климента и Тита в Корсунь к князю Владимиру в 988 г. После крещения, уже в 991 г. — новое посольство от Папы Иоанна XV, в 1000 г. — послы Папы Сильвестра II привезли мощи католических святых Віта, Аполінарія, Бенедикта и др. для церквей, которые массово строились на Руси.

Христианство укрепляло власть князя, превращало Русь в могучее европейское государство. Кроме церковных и политических связей с Апостольской Столицей и Западом были также и династические, основанные Владимиром и перенятые его преемниками, в частности, Ярославом Мудрым, четыре дочери которого вступили в брак с христианскими королями Норвегии, Венгрии, Франции и Германии. С Х до XIII ст. Русь признавала первенство Римского Престола, а русский єпископат даже после так называемой Большой схизмы патриарха Керулярия и разделение церквей в 1054 г., не принял ни одного постановления об отделении от Вселенской Церкви.

До конца Х ст. стали также христианскими соседние государства — Польша (в 966 г.), Богемія и Венгрия. В 1009 г. была основана Трансильвания дієцезія, одна из семи дієцезій Католической Церкви Венгрии, которая содержала в себе территорию современного украинского Закарпатья вплоть до начала XIV ст. С 1346 г., когда Закарпатье стало частью Егерської дієцезії — составной части Римско-католической Церкви Венгрии, началось строительство многих костелов не только в городах, но и в селах. У XIV ст. уже было свыше 50 храмов и нескольких монастырей, в частности, первыми в г. Береговое учредили свой монастырь

тамплиеры. Впоследствии — доминиканцы и францисканцы. Пауліни осели в г. Кишберег в 1329 г., а в 1363 г. — поблизости Тячева.


Первые диецезии в Киеве


В Киеве католиков обслуживали ирландские бенедиктинцы, которые имели свой монастырь и церковь. Активную миссионерскую работу проводили также доминиканцы. К этому ордену принадлежали епископы Герард (? — 1241), блаженный Віт (? — 1269), Генрик (1321 — 1350), Яков (? — 1377), Филипп (? — 1387), Михаил И Треска (? — 1426), Андрей Краковский (? — 1434), Михаил ІІ (? — 1439), Иоанн (? — 1451), Михаил ІІІ (? — 1487), Моисей (1507 — 1519).

И хотя латинские епископы были в Киеве уже из Х ст., первое епископство в Киеве возникло в 1321 г. за епископа Генрика. Оно обнимало территорию современных Восточной и Южной Украины, включая побережье Черного моря и часть современных Беларуси и России (территория Киевского и Черниговского княжеств и присоединенных в половецких войнах южных земель). Епископов Киевских Лібутія, св. Альберта, св. Боніфація, св. Бруно и их преемников до 1321 г. называли епископами Руси, с 1638 г. — епископами Киевскими и Черниговскими, с 1789 г. — епископами Житомирскими и Луцкими.


Первые диецезии на Западной Украине


Смерть князя Ярослава Мудрого и постепенное дробление Киевского государства повлияли на положение западноукраинских земель. В 1199р. волынский князь Роман Мстиславич объединил Галичину и Волынь в одно государство. Он успешно воевал с половцами и другими врагами и присоединил Киев к Галицко-волынскому государству. Не отвечают действительности утверждения некоторых историков о том, что Роман был противником Рима. Много источников утверждают о католической ориентации князя Романа (его иметь, дочь польского короля, и дружина были католичками).

Папа Иннокентий III через кардинала Григория в 1207р. предлагает Галицко-волынскому государству тесные контакты, пытаясь объединить восточноевропейские народы с Римом. В своих листах Папа Гонорий III в 1227р. но Папа Григорий IX в 1231р. призывают украинских князей переходить на латинский обряд. В 1228р. в Галичьих поселились доминиканцы, а в 1235р. к Перемишля прибывают францісканці и закладывают свой монастырь.

После татарского нашествия, которое началось 1239р., Запад гуртує противотатарскую коалицию, где особенную роль отводит Украине, и, в частности, князю Данилові Галицкому. В 1253р. Папский легат Опизо из Мезано привез корону от Иннокентия IV и Данила была коронована на короля в Дорогичині. Князь с епископами сложили присягу, а Папа гарантировал нерушимость византийского обряда. Татары, узнав об этом, опять бросили орды на украинские земли, но Данила отбила их нападение. Но через три года, в 1256р. Данила по требованию татар порывает связи с Римом, а Папа передает католиков, какие жилы на Красной Руси, под юрисдикцию Люблинского епископа, который имел генерального викария в Володимире-Волинском.

Украинские земли в XIV — XV в. в результате упадка собственной государственности попадают в зависимость от соседних государств. Великое Литовское княжество поглотило Волынь и центральные украинские территории по обоим берегам Днепра. Потеряв свою династию, в 1340р. Галичина перешла под власть Польского королевства. В течение последних десятилетий XIV ст. и на протяжении XV ст. северо-восточные земли подпадают под все больший контроль Московского княжества.

В 1359р. основана первая латинская дієцезія во Львове. Но первый Львовский латинский епископ Тома во Львов так и не доехал. В 1367р. уже существовала Галицкая дієцезія, которую возглавлял епископ Кристин (умер в 1370р.) и который посетил Львов первым из латинских епископов. В 1375р. Папа Григорий XI буллой «Debitum pastoralis offici» от 13.02.1375р. окончательно учредил латинскую митрополию и архидиецезию в Галичьих, а в 1412р. ее осідок перенесено из Галича во Львов (булла ‘In eminenti specula’ от 28.08.1412р.). Первым митрополитом в Галичьих был архиепископ Матвей (1375 — +1380рр.), немец, который знал украинский язык. После него Галицкими митрополитами были еще три архиепископа: Бернард (1384-1390рр.), бл. Якуб СТРЕПА (1391-1409рр.), который провозглашен святым в 1790р., но Николай ТРОМБА (1410-1412рр.).

Создаются епископства в Луцке (1412р.), Холме (1417р.), Володимире-Волынском (1428р.) и в Камянце-Подольском (1440р.). На начало XV ст. латинская митрополия в Украине была сформирована.

После крещения Руси в течение ХІ-ХІІст. Киевская митрополия постепенно обняла все восточнославянские земли, выводя их на церковную орбиту Византии. Но Киевская Русь оставалась открытой и для других влияний. Географическое положение предопределяло контакты через торговлю, военные действия и дипломатические отношения с Евразийской степью, балтийским Севером, католическим Западом. В средневековьи Киевские митрополиты и князья Русые контактировали с Римской Церковью. Митрополиты присутствовали на соборах в Лионе (1245р.) и Констанці (1418р.). Архиепископ Петр Акерович вместе с Папой Іннокентієм IV отправлял в Лионе Службу Божью. Митрополит Киевский Григорий Цамблак, не признанный Царгородським патриархом, с делегацией в 300 лиц брал учась в соборе в Констанці. Церкви, которые проповедовали Евангелие, понимали, что их раскол противоречит воле Творца. Вот почему сразу после раскола 1054р. были попытки достичь взаимопонимания и развязать спорные вопросы между восточным и западным христианством. Флорентийская уния 1439р. знаменовала временное примирение, которое было одобрено Папой и Царгородським патриархом.


Флорентийская уния


В 1458р. давняя Русская митрополия поделилась на Киевскую и Московскую. Папа Пои ІІ провозгласил грека Григория архиепископом Киева, Львова и всей Малой Руси. Пределы Григорієвої юрисдикции включали 6 епархий в Великом княжестве Литовскому (Черниговская, Смоленская, Полоцкая, Туровская, Луцкая, Владимирская) и 3 епархии в Польском Королевстве (Перемиська, Холмська, Галицкая). Папская булла также засвидетельствовала, что Рим не имеет никаких иллюзий относительно перспектив Флорентийской унии в Большой Руси под ‘схизматичним правлением Йони Московського’. Из 1458р. к 1596р., к Берестейського собора земли Киевской митрополии совпадали с границами династический объединенных государств — Польши и Литвы. И хотя Флорентийская уния для Византийского и других восточных патриархов была большим достижением (потому что знаменовала сочетание с Римской Церковью), для Украинской Церкви она была менее успешной. Главные причины неудачи — политическое давление и неблагоприятная церковная ситуация, в частности, получение турками Царгорода в 1453р. но автокефалия Московской церкви и распространение ее юрисдикции на украинские территории.


Берестейська уния


Целью Берестейской унии в 1596 г. было объединение Киевской Православной Церкви с Римским Престолом. От латинской стороны идею унии поддержали иезуиты Петр СКАРГА, Антонио ПОССЕВИНО, Апостольский Нунций. Булла Климента VIII «Большой Господь» подтвердила административное и церковное решение Киевского митрополита Михаила Рогози об унии Римско-католической Церкви и Киевской православной митрополии в пределах Польсько-литовської государства. Собор в Бересте вызывал сопротивление некоторых Православных Церквей. В 1620 г. патриарх Иерусалимский Феофан ІІІ тайно рукоположил 7 православных епископов с митрополитом во главе для всех епархий, которые уже занимали униатские епископы. Переяславским договором гетмана Богдана ХМЕЛЬНИЦКОГО с Москвой в 1654 г. Украину преданно под протекторат Москвы. Раздел Польши в XVIII в. для территорий, которые отошли в Россию, означал гибель унии. Для униатских епископов на австрийской территории в XVIII ст. Папа Римский учредил специальную церковную провинцию Галич.

Идея объединения церквей двух обрядов дала пример подвижничества — жизнь и мученическую смерть полоцкого архиепископа Йосафата КУНЦЕВИЧА, убитого в 1623 г. фанатиками в Витебске. В 1643 г. Урбан VIII провозгласил мученика Йосафата блаженним, а Пои IX в 1867 г. — святым. Йосафат КУНЦЕВИЧ — единственный общекатолический украинский святой. Его мощи в 1916 г. были найдены на Холмщині и привезены в Вену, где находились до 1944 г. в церкви св. Варвары, а потом перевезенные в Рим к собору св. Петра.