Даосизм — китайское традиционное учение, в котором присутствующие элементы религии, мистики, мыслей, шаманизма, медитаций, а также традиционная философия и наука. Последователи даосизма зовутся даосами.
В истории Даосизма имеет место разделение учения на философский Даосизм (дао цзя), который развился в даосизм нео, и религиозный (дао цзяо), что включил алхимию, демонологию, лечение. За время своего существования даосизм не создал единственную церковь, а догматичные положения его ортодоксальных направлений не сформировались в конкретный, общий для всех верующих догмат, подобно христианскому «Символа Веры». Это отразилось на полиморфизме даосской доктрины особенностях ритуальной деятельности и организационных уровнях. Однако даосизм есть целостный социокультурный феномен, который оказывает значительное влияние на жизнь современного китайского общества.
Элементы учения
Даосизм возник в 6 веке до н. э. и является одной из двух коренных китайских религиозно-философских систем (другим является конфуцианство), которая значительно повлияла на развитие китайской культуры. Цель даосизма, как философии выражается в «Дао Где Чинг» (книга пути и благодати) мыслителя Лао-цзи, Чуанг Цу, и в Лье Цу будучи глубокой, радостной, таємничною и практической гармонией со вселенной. В политике и выживании, даос ищет действенного пути наименьшего сопротивления и скромности. Все крайние позиции ведут к своим противоположностям. Все есть в движении, за исключением самого Дао (Пути). инь (женское) уравновешивает Ян (мужское).
Отмечается на:
* медитации
Мистический союз со всем сущим не поддается рациональному объяснению; постижение осуществляется непосредственно через опыт. Таким образом, утверждается фундаментальное положение даосизма, согласно которому рассказанное Дао не есть истинное Дао. То, которое узнается во время медитации не поддается словесному выражению.Если все находится в процессе постоянного изменения, идентификация собственного «Я» становится иллюзией, явной ошибкой, но рано или поздно человек будет вынужден смириться с реальностью изменений. Однако даосизм не склонен прибегать к мудрствованиям и акцентирует внимание на практическом осуществлении этой концепции. Человек должен убедиться на собственном опыте в сущные вопросы, то есть осознать действительную реальность и почувствовать себя частью потока Дао
* спонтанности
* простоте.
Подобно водному потоку, жизнь человека должна протекать за путем наименьшего сопротивления. Следовательно, идеалом даосив является существование, свободное от проявлений страстей и амбиций. Однако серьезным препятствием на пути к освобождению от мирских желаний является образование, потому что знание увеличивает расположение к желаниям и амбициозные стремления. Именно поэтому даоси разработали теорию мышления, которое препятствует повышению интеллектуального и образовательного уровней. Естественная простота (пю) оказывается в спонтанных поступках (ву-вей), которые отображают естественную гармонию. В процессе ву-вей лицо выражается в своей первозданной простоте и единении с окружающим миром. В этом случае сознание не успевает проявить свое рациональное начало и подсознание берет на себя функции управления лицом.Указанные качества способствуют осознанию природы всех живых существ и места человека на этом свете. Подобно буддистам, даоси сопереживают всем живым существам. Где (добродетель) и Чьи (энергия) представляют силу беззусильнои действия доступной для даоса.
Как религия, даосизм отмечает алхимические отношения между макрокосмосом и микрокосмосом, ища формулу бессмертия за помощью:
* контролю дыхания
* диеты
* упражнений
* сексуальной сдержанности
* химических эликсиров
В даосизме развилось священническое, огромный иерархичный пантеон «богов» и огромное количество священих текстов и ритуалов связанных с разными сектами. Позже восстало монашество. Со времен китайской культурной революции (1966-1968) религиозный даосизм активно практикуется главным образом на Тайване. Философский даосизм вызывал заинтересованность на Западе, особенно И Чинг, мистическое произведение, которое имеет по цель объяснить значение случайных событий.
Основные категории даосизма
* Дао (?) — буквально путь, в даосизми-духовность.
Дао означает Путь постигания законов природы, ее закономерностей. Учение призывает людей жить по естественным законам, в соответствии с Дао, универсальным гармонизирующим принципом. Дао трактуется как абсолютная категория, которая не поддается описанию, извечный вселенский принцип. В начале «Дао где цзин» сказано: «Дао, о котором можно говорить, не является истинное Дао». Дао бесплотно и не поддается плотскому восприятию, оно везде и нигде, бесформенное и безымянное, бесконечное и вечное, пустое, но невичерпнє. Оно — прародительство всего, включая богов. Все рождается из Дао и все отправляется в Дао. Само Дао находится в бесконечном циклическом круговращении: не достигая предела оно снова направляется к истоку. Дао — высший закон бытия, но не бытие, как таковое; оно вне бытия, за его пределами, но это не Бог, не сверхестественная сила, потому что Дао естественно хотя и необъятное. О Дао вспоминают как о «начале и матери десяти тысяч вещей», то есть сущностную основу бытия. Однако Дао не является бытием, но это и не небытие. Это то, которое является первопричиной. В этом отношении его уместно сравнить с буддиським понятием шуньяти. Дао универсально, всепроникающее и не поддается разрушению. С точки зрения метафизики Дао — это источник, который порождает все сущее, и одновременно конечная цель любого проявления. Оно не владеет фиксированной субстанциальной основой, а лишь обеспечивает проявление и угасание существования. Согласно даосской философии, отдых предшествует движению, а достаток спокойствия — действия. Дао является основой любого процесса. Сам по себе оно неподвижно, но является началом любого движения. В этом смысле Дао означает абсолютную природность.
* Де (?) — буквально отвага или мораль. Сила, или порядок вещей во вселенной.
Дао непознаваемо, но вездесущо. То, о чем можно говорить, называется Где (проявленная мощность). Это понятие демонстрирует Дао в действии, проявляет его потенциальную энергию в объектах творения. Если Дао — это тотальная суть мира, то Где — это общий космический принцип, который определяет для каждого объекта надлежащую форму и последовательность будущих ему трансформаций, это воплощение определенного внутреннего жизненного принципа порожденного Даотого, который связывает каждого из Дао, это проявление тотальной сути мира в реальности.Если субъект или объект следуют дао (другими словами, действуют естественным образом), их наполняет энергия (где). При этом не имеется в виду какая-то сила, которая стремится к насильственным изменениям что противоречило бы самой сути учения, а естественная сила, которая полностью выявляет естественный потенциал. По аналогии с водой, Дао подибнедо потока, силу хода которого представляет где.
* У-Вей (??) — буквально не-дия — понимание того, когда нужно действовать и не действовать, находящиеся в гармонии из Дао.
Ключевой срок, который помечает содержание от активных действий, — у-вей. Его можно перевести как невмешательство, хотя само слово вовсе не имеет в виду абсолютную пассивность. Напротив, это действие, но осуществленная в соответствии с двумя принципами: — ни одно усилие не должно быть потрачено даром; — не следует делать ничего, шо не отвечает законам природы. У-вей следовало бы перевести как спонтанное или естественное действие. Это то, что человек делает интуитивно, не планируя. Это действие, мотивированное реальными обстоятельствами, а не фантазиями. Часто мы действуем вопреки своей натуре с единственной целью — довести какую-либо идею или принцип. В такие моменты лицо внутренне противоречиво: эмоции подсказывают одно, рациональное начало — другое, сознание — третье. В таких условиях поступок малоэффективен и неестественен поскольку является результатом компромисса между разными сферами сознания. у-вей воплощает спонтанное и естественное поведение. Действуя таким образом, мы не спрашиваем себя правомочности поступка, а просто осуществляем его. У-вей — это качество, которое позволяет беспристрастно смотреть на вещи, искусство быть самим собой, навык естественного поведения и уверенности в своих силах. у-вей проявляется тогда когда человек не придерживается условных стереотипов поведения и не задумывается над тем, которое делает. Другими словами, человек покоряется приказам подсознания, не теряя время на логический анализ и сознательную оценку ситуации. Следует отметить принципиальную разницу между моралью даосов и конфуцианцев. Согласно Конфуцию, этичные нормы должны определяться законными актами что регламентируют общественное поведение. Другими словами, некоторые поступки приносят бесспорную общественную пользу даже в том случае, когда противоречат естественным человеческим побуждениям. Даоси считают такой подход недопустимым. Подобное насилие над человеческой природой нарушает гармонию Дао.