Древнеримская религия

  • автор:

Древнеримская религия — одна из политеистических систем рабовладельческого общества с пережитками религиозных представлений эпохи родового строя.

Основным звеном ведения хозяйства римского общества было земледелие. Поэтому для древнеримской религии характерная вера у духов — покровителей природы, сельской жизни и земледелия. Патриархальность жизни обусловила также особенный почет и обожание душ предков как покровителей домашнего очага — ларов, пенатов и др. В культе деревьев, земли, камней, некоторых животных отбиты черты фетишизма и тотемизма. Постепенно из массы мелких божков, которые олицетворяли силы природы и считались покровителями тех или тех явлений действительности, религиозное сознание древних римлян стало выделять отдельных главных богов. К этому периоду принадлежат и возникновение многочисленных мифов о богах. Римская мифология испытала огромное влияние греческой мифологии. С образованием классов и государства боги древнеримской религии (их было около 30) стали общегосударственными, не связанными с определенной территорией. Оформление пантеона было в первую очередь делом вельможных и жрецов. Рядом с такими богами, как Юпитер и Марс, что становились все более могучими, существовало огромное количество меньших богов, духов, которые заботились отдельными жизненными или хозяйственными делами. Народные массы нередко поклонялись богам не только не популярным в высших слоях, а даже таким богам, которыми вельможные высокомерничали. В эпоху империи любимым богом рабов был сильван. Наивысшим среди государственных богов, «отцом богов», который олицетворял могущество Рима, считался Юпитер. В Риме для всех граждан был установлен обязательный культ так называемой троицы (Юпитера, Юноны и Минервы). В римском религиозном культе сурово хранились старинные традиции, которые достигали родового строя. Между богом и человеком никогда не доходило до фамильярности Одиссей, который спорил с Афиной, Диомед, который боролся с Афродитой, все ссоры и любовные интриги греческих героев с Олимпом были для римлянина непонятные. В совершенстве разработанная система жертвоприношений и обрядов представляла всю религиозную жизнь римлян. Среди жрецов выделялась коллегия понтификов, которую возглавлял «большой понтифик» (Pontifex Maximus). Вследствие постоянных контактов с другими народами римская религия испытала большое влияние чужеземных верований. Например, Юнона и Минерва были этрусского происхождения. От этрусков заимствованы многочисленные религиозные обряды и организация жреческих коллегий. Под воздействием греков состоялось почти полное отождествление римских богов с греческими. У римлян был обычай после завоевания какого-то города переселять к своей столице богов побежденных, чтобы вызывать к себе их благосклонность и уберечься от их гнева. Вот как, например, римляне призывали к себе карфагенських богов. Жрец провозглашал торжественное заклинание: «Боже или богине, что распространяете опеку над народом и государством карфагенян, вы, что является покровителями этого города, к вам обращаюсь с молитвами, вам отдаю почет, у вас милости прошу, чтобы покинули народ и государство карфагенян, чтобы покинули их храмы, чтобы от них пошли. Перейдите ко мне, в Рим. Пусть наш город и храмы будут вам более приятные. Будьте ласковые и благосклонные ко мне, и к народу римскому, и к нашим воинам так, как мы этого хотим и как это понимаем. Если сделаете так, обещаю, что вам построят храмы и будут производить на вашу честь игры». Превращение Рима на средиземноморское государство повлекло достаточно большое влияние восточных культур. Из Малой Азии в II ст. до н. э. в Рим проник культ богини Кибели. Во время империи очень распространился культ египетской исиди, фригийського Аттиса, сирийской Атаргатис, кападокийськой Беллони, иранского Митри. Для религиозной жизни периода поздней империи характерный синкретизм. В Риме разнообразные обряды, верования, боги постепенно сливались. Устранение богов в значительной степени зависело от предоставления одинаковых функций разным божествам. Определенного бога считали всемогущим, ему давали атрибуты всех других. Это было следствием подрыва политеистической системы древнеримской религии и перехода римлян к монотеизму. Общий кризис рабовладельческого строя (с начала новой эры и особенно в III — V ст. н.э.) вызывал глубокие социальные и идеологические изменения в жизни римского общества, стала причиной перехода огромных масс людей от политеистической религии к христианству.