Феномен православного храма в социокультурном пространстве

  • автор:

В современной культуре происходит возврат к тем понятий и средств осмысления мира и места человека в нем, содержащие в себе гуманистические традиции прошлого. Одно из таких понятий — духовность. Это широкое понятие раскрывает человека как существо, глубоко укоренившуюся в культуре, имеет высокий ценностный потенциал.

 В современной культурно-исторической перспективе философское осмысление круга вопросов, связанных с наличием или отсутствием духовности, — не просто актуальная тема теоретических изысканий, но и практическая требование современной общественной жизни, который характеризуется не только переплетением культур, размыванием традиционных устоев межкультурного понимания, но и обострением чувства национального самосохранения и развития национальных культур.

 Духовность — понятие синтетическое, которое ориентирует на рассмотрение человеческой жизни и процессов, происходящих в социокультурной среде, с точки зрения их целостности и телеологической направленности. Изменение социально-политической ситуации показала, что в процессах возрождения духовности спрятано оппозицию тоталитаризма и политической прагматизма. Свобода религиозного мышления и распространение религиозных убеждений раскрыли внутреннюю духовную силу христианства, его двухтысячелетней опыт духовной жизни.

 Философские концепции значимые и эффективные настолько, насколько они способны раскрыть змистовожиттеви ориентиры в человеческом существовании и социокультурном историческом процессе. А раскрытие этих ориентиров невозможно без обращения к вопросам духовности. Поэтому рассуждения о духовном, его внутреннюю самодостаточность и самоопределения, о духовности отдельного человека или личные проявления духовности (человеческая духовность) и судьбу духа в культурно-историческом процессе (общечеловеческий проявление духовности в культуре, социуме, истории) является необходимой составной частью современной философии культуры.

 Духовность — характеристика разнокачественных сознания, отражающая господствующий тип ценностей. Практическое отношение к человеческой духовности и возможности ее теоретической интерпретации прямо зависят от конкретной культурно-ценностной ориентации данной эпохи и от топологии содержательно-символического пространства, средствами которого эта ориентация осуществляется. Поэтому любые попытки перестроиться в этом уже найденном культурном пространстве, вернуться к его духовной целостности должны исходить из индивидуально необходимого усилия, поиска и освобождения (в себе и в социуме) новых смысловых ориентиров, по выращиванию новых гуманных форм социальных связей.

 Высшими духовными чувствами человека являются эстетические, религиозные и любовные, сливающихся на грани, становятся идентичными. Исходным, согласно Платону, эстетическое чувство, которое передается в символах, художественных образах всех видов искусства: живописи, скульптуре, архитектуре, литературе, театре и т.д. Духовность в архитектуре чаще всего связана с религиозной культурой. Религиозная культура — это совокупность средств и приемов осуществления бытия человека, которые реализуются в религиозной деятельности и представлены в ее продуктах, несущих религиозные значения и смыслы. Деятельностным центром является культ, а важнейшим средством культа — культовый дом, есть храм.