Харизматы

  • автор:

Харизматичное движение — движение внутри христианства, в основном среди протестантских общин.


История возникновения


Харизматы — это евангельское движение в христианстве, которое состоялось под воздействием пятидесятництва. Такие слова, как «харизматичное движение» или «харизматичное обновление», будут использоваться с ссылкой на то религиозное движение, которое появилось внутри многих основных церквей в 1960-ые годы и характеризовался ударением, поставленным на опыт так называемого «крещения Святым Духом». Поскольку его основные верования происходят из пятидесятництва, в некоторых кругах он получил название неопятидесятництво. Рух внутри Лютеранской Церкви Місурійського Синода постепенно и все более приобретает название «харизматичный», чем «неопятидесятницкий».Собственно харизматичное движение начинает распространяться с 1960 г. в начале в протестантской среде США, быстро опрокинувшись и на другие континенты. Со временем харизматичное движение распространилось не только среди протестантских деноминаций, но и в пределах Католической Церкви и отдельных заграничных Православных Церквей.

На сегодня харизматичное движение является распространенным во всем мире. Считается, что больше чем 200 миллионов христиан идентифицируют себя как последователей этого течения. По данным экспертов в мире есть 140 миллионов католиков-харизматов.

Человек будет определен как «харизмата», если она сама отождествляет себя с харизматичным движением, участвует в характерных им переживаниях и обобществлении, читает их литературу, ходит на харизматичные собрания, привлекается к элементам богословия и способа жизни, которые выплывают из этого движения.


Учение харизматов


Последователи харизматичного движения считают, что в истории христианства всегда были группы, которые подобно ним, отмечали необходимость проявления в жизни верующих «даров Духа Святого» и практиковали такие дары. Таким образом представители харизматичного движения прослеживают свою историю к ранней Церкви, временам Христа и Его апостолов. К своим предшественникам они засчитывают, например, монтаністів, движения религиозного пробуждения, связанные с именами Ч. Финнея, Д. Весле, Д. Едвардса, Д. Вайтфилда и тому подобное. Католики-харизмати в свою очередь отмечают идентичность своего мировоззрения с доктринами Католической Церкви, отмечая при том что в жизни Католической Церкви «дары Духа Святого» всегда присутствовали.


Название и конгрегация


Название этого религиозного течения происходит от греческого «харизма» — дар благодати или Божий дар. Следовательно, последователи харизматизму отмечают проявление даров благодати или духовных даров (дару «других языков», исцеления, пророчества и тому подобное) в жизни верующих. Считается, что верующий получит те или другие дары после его крещения Духом Святым, в качестве видимого признака

которого выступает как раз способность говорить незнакомыми языками.

Харизматичное движение не складывает какой-то одной определенной церкви, а представленный большим количеством разных религиозных групп, как полностью независимых, так и объединенных в разные союзы. Также харизмати не имеют какого-то единственного катехизису. Общины могут иметь отличия между собой в отдельных богословских и культовых положениях, в то же время между ними есть много общего. Это позволяет делать определенные обобщения.


Вероучение


Вероучение харизматизму практически совпадает с богословскими позициями пятидесятництва, что иногда приводит к трудностям в идентификации тех или других религиозных групп. Видимым признаком является большая эмоциональность и екстатичность богослужений харизматичных общин.


Святое Письмо


Харизматы рассматривают в качестве единственного фундамента своей веры Святое Письмо (66 канонических книг Библии). В то же время для многих харизматичных групп является характерным большой авторитет их руководителей, которые считаются Божьими пророками, а, следовательно, слова которых имеют для их последователей значение сравнено со значением Библии. В центре проповеди проповедников харизматичных общин действительно находится текст

Святого Письма, хотя его интерпретация может приобретать полностью неожиданные акценты.


Троица и покаяние


Подобно всем христианам харизмати верят в Троицу. Они верят, что Иисус Христос, Истинный Бог и Єдинородний Сын Божий, является единственным Спасителем человечества и каждого человека в отдельности. Спасение человека происходит по благодати через веру у Иисуса Христа и Его жертву. В качестве видимой формы принятия жертвы Иисуса Христа выступает покаяние. Считается, что человек, который покаялся, рождается сверху и получает спасение.


Крещение Духом Святым


Каждый верующий должен пережить крещение Святым Духом со знамением «других языков» и получить дары Духа. Особенно отмечается на даре пророчества и даре исцеления. Считается, что Господь дает последователям Свою сверхъестественную силу, которая реализуется через чудеса.

Вера в силу молитвы обусловливает убежденность в том, что верующие должны иметь успех в земных делах, быть счастливыми, не должны болеть и тому подобное. Напротив, наличие болезней или других проблем, по мнению харизматов, свидетельствует о слабости веры человека. С другой стороны, проблемы в жизни христиан являются следствием нападок на них темных сил, которым человек должен духовно противостоять. Много харизматов являются сторонниками теории «позитивного мышления», согласно которой слова или мнения человека материализуются в физическом мире. Соответственно человек должен думать или говорить лишь о хорошо, утверждать свой успех, исцеление и тому подобное для того, чтобы иметь это в своей реальной жизни. В то же время, словесное признание тех или других проблем ведет к их наличию в жизни.


Таинства


Подобно другим протестантам, харизмати признают лишь два таинства: водное крещение, которое происходит через полное погружение верующего во взрослом возрасте, и причастие или Ужин Господний.


Ожидание


Харизматы верят во второй приход Иисуса Христа, воскресенье мертвых, вечное блаженство верующих и вечное отделение от Бога для неверующих.


Обязанности


Своей повседневной обязанностью харизмати считают проповедь Евангелия Иисуса Христа для спасения людей неверующих. При этом проповедь может сопровождаться чудесами и знамениями, согласно 16 разделу Евангелии от Марка.


Структура церквей


Харизматы исповедуют принцип независимости религиозных общин, что однако не препятствует общинам добровольно объединяться в союзы. Для каждого общества является характерной собственная форма проведения богослужений, хотя конечно существуют и общие черты: эмоциональность, глоссолалия, свершение исцелений, молитвы за крещение Духом Святым и тому подобное. Значительное место уделяется пению или, как его называют харизмати, прославлению. Частью богослужения многих харизматичных общин являются танцы. Во время богослужения верные призываются к соучастию в нем через участие в пении, танцах и тому подобное. Кроме официального воскресного богослужения для харизматичных общин является характерной организация и проведение так называемых малых или домашних групп в течение недели — собраний верующих по месту жительства по 6-12 лиц для общего исследования Библии и молитвы. Иерархия отсутствующая, однако каждое общество или группа общин имеют своего признанного харизматичного лидера, также в общинах есть лидеры малых групп и другие служители. Для отдельных харизматичных общин является характерным равенство в религиозном отношении между мужчинами и женщинами, возможность для последних стать пасторами или миссионерами.

Харизматичному движению свойственный определенный экуменизм, убеждение в благодатности служения любой Церкви или конфессии. Межконфессиональные расхождения воспринимаются как нарушение Исусовой заповеди любви. Поэтому в общинах не одобряется критика тех или других христианских вероучений, верные призываются к любви и почтительному отношению в отношении к сторонникам других христианских течений.


Харизматичное движение в Украине


В Украине развитие харизматичного движения началось с начала 90-х годов прошлого столетия со времени провозглашения независимости страны и установление более благоприятных условий для деятельности Церквей. Возникновение харизматичных общин и их распространение стало результатом деятельности отечественных и заграничных проповедников харизматизму (Л. Падун, Д. Масон, С. Аделаджа, Г. Мадава и другие). Харизматичное движение в Украине приобрело свое развитие за счет молодежной среды пятидесятницких и баптистских Церквей, а также волны духовного пробуждения начала 90-х годов.

Особенность как украинского так и постсоветского развития харизматичного движения это его оформление в отдельную конфессию, чего не происходило в других частях света, и как правило ураинские харизмати это те же пятидесятники, но с более гласным стилем служения, «харизматичное движение» как таковое в Украине отсутствует.

Харизматы пытаются также влиять на политику. Проповедник Сандей Аделаджа известен поддержкой городского председателя Киева Леонида Черновецького, Христианско-либеральной партии Украины, участием в темных финансовых оборутках. Пастор Алексей Лєдяєв также привлекал внимание Службы безопасности Украины за свои политические взгляды (установление нового мирового порядка).

Если на 1 января в 1992 г. в Украине было зарегистрировано 27 харизматичных общин, то на 2005 год их насчитывается около 920. Подавляющая часть из них объединена в несколько харизматичных объединений, в частности:

1. Духовное управление Церквей евангельских христиан;

2. Украинская Христианская Евангельская Церковь;

3. Духовный центр «Новое поколение» христианских Церквей Украины;

4. Объединение независимых харизматичных христианских церквей Украины (Полного Евангелия);

5. Объединена Христианская Евангельская Церковь Живого Бога;

6. Объединение Евангельских Церквей Украины;

Регионально харизматичные общины более распространены в Центре, а также на Востоке и Юге Украины. Количество служителей харизматичных общин выросли с 40 в 1993 г. до 1600 на 2005 год.

Для харизматичных церквей свойственная активная проповедницкая и благотворительная деятельность, какие звершуються в разных направлениях. Это и проповедь среди политической и бизнесовой элиты, работа с наркоманами и алкоголиками, в частности через основание реабилитационных центров, проповедь среди представителей определенных национальных групп, в частности цыган, благотворительная помощь разным требующим категориям населения, активная миссионерская деятельность в Украине, а также странах ближнего и далекого зарубежья и тому подобное. Действуют духовные учебные заведения для подготовки служителей для церквей и миссионеров. Существуют харизматичные телеканалы или телепередачи на других каналах. Проводится активная издательская деятельность, в том числе выдается 33 периодических издание, выдаются аудио- и видеоматериалы. В последнее время лидеры харизматичных церквей пытаются играть активную роль в общественных, в частности политических, процессах. Практикуются массовые открыты богослужбові или общественные акции: «Марши Иисуса», «Фестивали Иисуса», марши против спида, конференции с привлечением известных заграничных харизматичных проповедников и тому подобное. При многих харизматичных церквях действуют «телефоны доверия» для помощи тем, кто очутился в проблемной ситуации.

Это приводит к достаточно быстрому росту числа харизматичных общин и количества последователей этого течения христианства. В частности, форма проведения богослужений, песни, танцы способствуют привлечению молодежи к харизматичным общинам.

Поскольку подавляющее большинство харизматичных общин в Украине пока что не имеют своих собственных помещений, их богослужения происходят в арендованных кинотеатрах, концертных залах и тому подобное. Этому способствует отсутствие обязательной символики, а также убеждение,

что Бог находится повсюду, где христиане собираются для поклонения Ему.


Отличие от классических пятидесятников


* екстатичность богослужение. (Используются современные музыкальные мелодии, присущие эстрадным исполнителям; аплодисменты; «святой смех»; для проповедников является характерным особенный эмоциональный тип проповеди, которая иногда сопровождается неадекватным поведением (падения на сцену и тому подобное);

* более широкое использование т. зв. «исцелений»;

* «Евангелие достатка» или «Евангелие процветания». Некоторые харизмати считают, что христианин должен быть здоровым и успешным в бизнесовых делах, богатым.