Иконопись и словесность в культуре Украины XVI-XVIII веков

  • автор:

Обращение к изучению двух планов эстетического сознания — визуального и вербального, иконописи и словесности в культуре Украины XVI-XVIII веков — сегодня, в эпоху национально-культурного возрождения, обусловлено актуальностью исследования духовно-эстетических ценностей украинского народа. Реконструкция представляется важной в период разрушения идеологических стереотипов, просмотра духовных ценностей и поиска новых идеалов, адекватных нашему времени.

Актуальность темы и основное направление диссертационного исследования вызваны несколькими моментами:

— Проблема эстетических особенностей соотнесения двух планов религиозного творчества — сакрального искусства и словесности в культуре Украины XVI-XVIII веков не разрабатывалась в современной эстетической мысли.

— В отечественных исследованиях основное внимание уделялось изучению эстетических проблем украинского изобразительного искусства в украинской литературе XVI-XVIII веков. С идеологическим причинам, акцент на эстетических проблемах иконописного искусства в религиозной словесности не делался. Исследования же такого направления имеет свою специфику, обусловленную проблемой внутреннего единства религиозной и эстетической природных иконы.

 — В современной отечественной эстетической мысли актуальна проблема исследования эстетической и религиозной природы украинской иконы, которая в последние годы возвращается из запасников спецфондов, музеев и требует своего научного изучения.

Итак, актуальность исследования проблемы иконописи и словесности в ее эстетическом аспекте в культуре Украины XVI-XVIII веков заключается в изучении особенностей украинской иконы как духовно-эстетического феномена в контексте соотнесения с религиозной словесностью.

Степень разработки проблемы. Начала исследования проблемы иконописи и словесности в культуре Украины XVI-XVIII веков можно отнести к XIX века, которое характеризовалось общим усилением интереса к прошлому украинского народа, в том числе и к искусству XVI-XVIII веков, оказалось в создании обществ, работе археологических с съездов. Данный вопрос поднял в 1895 году О.Кирпичников в брошюре «Взаимодействие иконописи и словесности народной и книжной». В ней автор указал, не раскрывая подробно некоторые аспекты анализа проблемы: 1) Евангелие и Предание как два источника иконописи; 2) взаимодействие богослужения и иконописи; 3) отражение апокрифов в иконописном искусстве; 4) влияние церковных песнопений на иконопись, 5) иконопись как основа для народных песен, народной поэзии. Это была только постановка вопросов, которые необходимо рассматривать, и проводилась она в аспекте поиска информационного параллелизма между религиозной словесностью и религиозным искусством, без акцентирования внимания на художественных аспектах взаимодействия иконописи и словесности.

В начале XX века важный вклад в изучение проблемы был сделан блестящей плеядой религиозных православных философов «серебряного века», которые открыли икону как духовное явление. В видении С.Булгакова, Н.Лосский, Е.Трубецького, П.Флоренский икона выступала не только комбинацией внешних впечатлений, но и явлением в чувственном и посредством чувственного сущностной действительности — кое-что безусловно достойного и вечного — первообразу.

В советский период, исходя из идеологической ситуации, специалисты писали об иконе как произведение художественное, минуя вопрос об источниках этого искусства, его природе. Показательным в этом плане является филологически-искусствоведческий подход к вопросу взаимодействия литературы и изобразительного искусства, представляют исследования в «Трудах отдела древнерусской литературы» за 1966 и 1985 годы. Авторы научных разработок отмечали вопросе взаимодействия светской литературы и изобразительного искусства, высказывали мнение о влиянии светской литературы на иконопись. Но такое влияние есть только в элементах, в то время, как религиозная словесность определяет духовную суть иконы как сакрально-эстетического феномена. Поэтому предметом нашего внимания является религиозная словесность, религиозное искусство, эстетические аспекты их соотнесения в культуре Украины XVI-XVIII веков. Поскольку комплексное исследование затронутой проблемы отсутствует, анализ ее научной проработки проведем, исходя из структуры работы.

Изучение поставленного вопроса сегодня невозможно без обращения к определенным обобщающих изданий по истории культуры Украины Антонович, Грушевского, С. Ефремова, М.Крип Крипьякевича, Е.Маланюка, И. Огиенко, Поповича, М.Семчишина, О . Субтельного, Д. Чижевского,.

Исследуя иконопись и словесность в культуре Украины XVI-XVIII веков, нельзя преувеличить роль искусствоведческих работ Антонович, С.Гординского, М.Драгана, П.Жолтовського, В.Свенцицькои, Ф.Шмита, Д.Щербакивского, В.Александровича, П.Билецького, Д.Крвавич, Г.Логвина, Л. Миляева, В.Овсийчук, В.Отковича, В.Пуцка, Д.Степовик, материалов «Истории украинского искусства в 6-и томах», а именно потому второго, посвященного Украинский искусству XIV — первой половины XVII веков и поэтому третьего, который освещает развитие украинского искусства второй половины XVII — XVIII веков.

Стоит отдать должное исследованиям эстетических принципов писателей-полемистов в аспекте коллизии эстетического и этического, которые стали предметом внимания монографии И.Иваньо «Очерк развития эстетической мысли на Украине» и разработкам эстетических проблем изобразительного искусства в украинской литературе XVI-XVIII веков, которые подает П. Жолтовский в трудах «Художественная жизнь в Украине XVI-XVIII веков», «Украинская живопись XVII-XVIII веков». Указывая на научную ценность работ И.Иваньо и П.Жолтовського, мы акцентируем внимание на эстетических проблемах иконописи как сакрально-эстетического феномена, для которого характерно внутреннее единство религиозного и эстетического как форм духовного, подчеркивала Патристическая эстетика.

Изучая особенности украинских иконографического канона XVI-XVIII веков, мы обращались к теоретическим исследованиям проблем художественного и религиозного канона С.Булгакова, П.Флоренский, О.Ф.Лосева, В.В.Бичкова.

Анализа вопроса влияния апокрифов на иконопись посвящены труды Е.Барсова, а влияния Евангелия на иконографию — М.Покровского. Предметом их рефлексии был русский и византийский иконопись.

Реконструировать художественно-эстетическое мышление в Украине XVI-XVIII веков помогают труда специалистов в области изучения философской и эстетической мысли: Г.Балковенко, Л.Довгои, В.Литвинова, Макарова, В.Ничик, И.Огородник, В.Овсийчук, И.Паславського, М.Русина, Я.Стратий, И.Сурмай, Д. Чижевского, Л.Ушкалова.

Осмыслению роли иконы в религиозной культуре посвящены работы современных богословов и ученых: И.Галича, В.Головей, Г.Круга, О.Мазурика, Л.Успенського, И.Язиковои, В.Яремы. Раскрывая роль иконы через призму взаимодействия со словом в системе литургии, мы обращались к учебникам по литургике, толкований литургии Отцами Церкви, догматических объяснений литургии О.Меня, А.Морева, А.Георгиевського, Арсения, прот. Шмемана, А.Муравйова, И.Дмитревського, С.Геруса, П.Лебедева, прот. И.Воскресенського, свящ. В.Михайловського. Наиболее систематизированный материал относительно содержания литургии, значение ее отдельных частей подает «Новая скрижаль» Вениамина. Были привлечены и материалы, касающиеся толкований отдельных частей литургии: песнопений, молитв, чтения Священного Писания.

Проблемы религиозной словесности, преимущественно византийской и древнерусской, разрабатывали С.Аверинцев, Бычкова, В.Зема, Д.Лихачов, С.Матхаузерова. К особенностям слова в религиозном культе обращается Т.Биленко в монографии «Феномен слова в христианском культе Украина» и Н.Мечковська в учебном пособии «Язык и религия». О значении национального языка писал А.Потебня.

Значительным теоретическим потенциалом относительно нашей работы обладают исследования Бычкова, посвященные истории византийской эстетики, художественно-естечний культуре Киевской Руси и русской средневековой эстетике IX-XVII веков. Автор исследует трансформацию традиционных для византийской эстетики понятий образа, символа, литургии на территории культуры Киевской Руси.

Искусство как форму духовно-религиозного диалога человека с Богом (на основе концепций активности искусства, которые сформировались в эпоху средневековья в лоне христианского вероучения) рассматривает М.Бровко. Он утверждает, что Ренессанс меняет статус искусства в структуре христианской религии в направлении развития его в русле познания человеком мира.