Этимология
В действительности слова индус и индуизм не встречаются в ведической литературе. Название Индия возникла на Западе в более поздние, античные времена. Само слово было заимствовано греками у персов, которые из-за того, что им было трудно произносить начальный звук с, называли большую реку Синдгу (современный Инд) — Хинду. Этим словом люди из других стран и стали называть религию и культуру народа, который жил на земле, омываемой водами двух рек —
Инда и Ганга, хотя местные жители никогда не пользовались этим словом.
Конечно, слова индус и индуизм достали значительное распространение, так что каждый словарь говорит о Вишну, как о боге индуистского пантеона. Однако, когда Писания говорят о действительно ведическом обществе, они употребляют слово арйан. Для тех, кто придерживается Вед, прогресс человечества означает продвижение на пути духовного самоосознания. Общество, которое ставит перед собой духовные цели, называлось обществом ариев, то есть благородных.
Определение
Дать определение индуизма трудно через широту спектра объединительных им традиций и верований. Как правило, общим термином «индуизм» называют семейство разнородных традиций, которые принимают авторитет Вед. В то же время принадлежность любой традиции к индуизму не зависит от ее давности или от того, насколько ее вероучение и религиозные практики действительно основаны на Ведах. Некоторые течения, которые засчитывают к сфере индуизма, вообще не признают Веды откровениям. Они основываются на собственных писаниях и традициях, но при этом чествовал тех же богов и следуют основным морально-этическим постулатам индуизма. Таким образом, индуизм не может рассматриваться как «категория» в классическом понимании этого слова : когда объекты однозначно или принадлежат к ней, или нет. Не будучи единственной религией, индуизм является семейством религий и традиций. В индуизме отсутствующая унифицированная система верований и общая доктрина. Нет в нем также централизованного органа управления. В истории индуизма, в отличие от других мировых религий, не было какого-то одного основателя. Невзирая на это, индуизм имеет свою собственную уникальную форму и черты, которые выделяют его в отдельную религию. Индуизм часто сравнивают с баньяновим деревом, которое постоянно пускает новые корни, которые со временем превращаются в стволы, которые также пускают побеги. Этот пример наглядно показывает не только разнообразие индуизму, но и взаимосвязь, которая существует между его разными течениями.
Типология
Некоторые ученые рассматривают типологию из шести основных видов индуизма, и ряда менее значительных его разновидностей.
* В качестве самой давней формы индуизма выступают народные верования, для которых характерное поклонение местным божествам и обожаемым формам.
* ведический индуизм, основанный на священных текстах индуизма, особенно на ведических писаниях, важнейшим и самым давним из которых принято считать «Риг-веду».
* ведантичний индуизм базируется на Упанишадах — религиозно-философских трактатах, которые примыкают до четырех Вед.
* Направление йоги в индуизме представлено в Йогических «сутрах» Патанджали.
* дгармичний индуизм проявляется в повседневном следовании определенным моральным устоям. Он широко распространен, и его отличает неопределенность относительно принадлежности к какой-либо конкретной философской школе или течению.
* Бгакти, или путь любовного преданного служения Богу» в одной из Его форм или ипостасей. Основной традицией бгакти в индуизме является вайшнавизм.
Направления индуизма
В индуизме не существует общей, центральной доктрины, авторитетной для всех направлений индуизма, а многие из последователей индуизма вообще не считают, что принадлежат к какому-либо определенному направлению. Ученые, однако, выделяют в современном индуизме четыре основных традиции:
* Шиваизм
* Шактизм
* Смартизм
Основная разница между этими направлениями индуизма заключается в том, какой форме Бога принадлежит поклонение как Всевышному, и у традиции, связанной с этим поклонение.
Послидовники монотеистичнои традиции вайшнавизма поклоняються Вишну и його основним аватарам, таким як Кришна и Рама, як Богу в ризних Його ипостасях. Шиваити поклоняються Шиви; Шакти поклоняються Шакти, уособлений в жиночому божестви або Богини-матери Деви, тоди як смартфони вирять у єднисть п’яти божеств
Шанмата, яки виступають як персонификация Всевишнього.
Другие направления в индуизме, такие как ганапатья (культ поклонения Ганеши) и саура (поклонение богу Солнца Сурьи), не имеют многих последователей и не распространенные так широко.
Есть также движения, которые трудно отнести к одной из упомянутых выше категорий. Как, например, «Ар ‘я-самадж» Даянанди Сарасвати, что отбрасывает поклонение мурти и делает основной акцент на Веды и ведические огненные жертвоприношения (ягьи).
Также как последователи других религий, некоторые индусы считают свою традицию более значимой, чем другие. Однако, многие из индусов рассматривают другие традиции индуизма как приемлемые альтернативы своей собственной. Ереси, как таковой, не существует в индуизме.
Верование
Индуизм — очень разнообразная религия. В современном индуизме существует четыре основных направления, к которым принадлежат абсолютное большинство индусов, — вайшнавизм, шиваизм, шактизм и смартизм.
Ученые-индологи выделяют шесть основных видов индуизму, и ряд менее значительных его разновидностей. Согласно данной типологии, в качестве самой давней формы индуизма выступают народные верования, для которых характерное поклонение местным божествам и обожаемым формам. Вторая основная разновидность индуизма — это ведический индуизм, основанный на священных текстах индуизма, особенно на ведических писаниях, важнейшим и древнейшим из которых принято считать «Риг-Веду». Третья разновидность индуизма — ведантичний индуизм — базируется на Упанишадах — религиозно-философских трактатах, которые примыкают до четырех Ведам. Направление йоги в индуизме являет собой его четвертая разновидность, представленная в Йогических «сутрах» Патанджали. Пятый вид индуизма — это дхармичний индуизм, который проявляется в повседневном следовании определенным моральным принципам. Он широко распространен и его отличает неопределенность относительно принадлежности к якои-небуть конкретной философской школы или течения. В качестве шестого типа индуизма выступает бгакти, или путь любовного преданного служения Богу в одной из Его форм или ипостасей.
Ученые не могут сформулировать общую доктрину, которую приняли бы все направления индуизма.
Однако, существуют основные верования, которые разделяют все индусы, к таким понятиям, общим для абсолютного большинства последователям индуизма, относятся:
* Дгарма — моральный долг, этичные обязательства.
* Самсара — круговорот рождения и смерти, вера в перевоплощение души после смерти в тела животных, людей, богов.
* Карма — вера в то, что порядок перерождений определяется сделанными во время жизни поступками и их последствиями.
* Мокша — освобождение из круговорота рождения и смерти самсари.
* Йога в ее разных направлениях.
Понятие Бога в индуизме
Индуизм является комбинацией самых разнообразных философских систем и верований, основанных на монотеизме, политеизме, панентеизми, пантеизме, монизме и атеизме. Иногда индуизм относят к генотеизму (поклонение одному Богу, и в то же время принятия существования других богов), однако, использование любого подобного срока является чрезмерным упрощением сложной и разнообразной системы верований индуизма.
Абсолютное большинство индусов верят в то, что дух или душа, називана атманом, является вечной, исконной, действительной сущностью каждого индивида. Соответственно монистическим/пантеистическим богословским школам в индуизме (таким, как адвайта-веданта), атман исконно неотличающийся от верховного духа Брахмана. Они описывают Брахман как «Единственный и неделимый», потому эти школы называют «монистическими».
Другие направления в индуизме, називани дуалистическими, рассматривают Брахман, как безличный аспект Верховной Личности Бога. Они поклоняются Богу в форме Вишну, Кришны, Шиви или Шакти в зависимости от богословской школы, к которой принадлежат. Атман находится в постоянной зависимости от Бога, а достижение мокши становится возможным через любовь к Богу и по милости Бога. Когда Бог рассматривается, как Верховная Личность (а не, как бесконечный безособистисний принцип) Бога называют ишвара («Господь»), Бгагаван («Всеблагий»), или Парамешвара («Всевышний Господь»).
Некоторые философские школы, как то санкгъя, придерживают атеистического мировоззрения.
Мужские и женские аспекты Бога
Разные направления в индуизме придерживаются разных взглядов относительно природы и половой принадлежности (если уместное использование этого понятия) Верховного Лица Бога или Верховной Iстоти.[29]Одни традиции в индуизме поклоняются Богу в Его нейтральной, безособистисний форме, как Брахману (сам термин «Брахман» на санскрите — слово среднего рода), тогда, как другие направления индуизма представляют Бога, который имеет мужскую и женскую ипостась, и даже рассматривают женскую ипостась Бога, как источник мужской.
С точки зрения древнеиндийскои философской школы «санкгья», космическое твoрiння являет собой результат взаимодействия чоловичoи и женской энергий Абсолюта, где материя или материальная энергия зовется пракрити, и являет собой женское начало, а духовная энергия, которая представляет мужской дух или мужское начало, называется пуруша. Как пракрити, так и пуруша являются первичными, вечными энергиями, которые существуют до проявления материального космоса. Начальная природа пракрити характеризуется пассивностью и инертностью; пракрити приходит в движение лишь после контакта с кинетической пурушею, в результате которого оказываются разные формы материального космоса. Первиннy природy пракрити характеризует пассивность и инертность; пракрити приходит в движение только после контакта с кинетическим пурушею, в результате которого оказываются разные формы материального космоса. Идея пракрити и пуруши также соотносится с концепцией Божественных Супругов — практически все деви в индуистськомy пантеоне имеют наpeчeнy или женскую половину, которая называется деви.
3агалом можно прийти к выводу, что в индуизме Бог, будучи пepвинним источником мужского и женского початкiв, пociдaє как чоловичi, так и женские аспекты. В общем можно прийти к выводу, что в индуизм Бог, будучи изначальним источником мужского и женского начала, имеет как мужским, так и женским аспектами.
В большинстве традиций вайшнавизму, Вишну считается Всевышним Богом и выступает в качестве мужского начала, одновременно оставаясь за пределами гендерных отличий, которые применяются к Нему лишь ради живых существ, через свою материальнийу обусловленность не способные постигнуть Его полностью духовное состояние. Много последователи вайшнавизму поклоняются Лакшми и Вишну, которые владеют ровным могуществом в мужской и женской ипостасях Бога. Последователи шиваизму применяют ту же философскую концепцию по отношению к Шиви и Парвати. В Гауди-вайшнавизми особенно подчеркивается важность поклонения женской ипостаси Бога — Радси, которая относится выше Кришны — ее любимого, который представляет мужскую ипостась. В этой
традиции, Чайтанья Махапрабху рассматривается, как общая аватара Радхи и Кришни — мужская и женская ипостаси Бога, что злились в одно.
В философии «адвайта» утверждается, что все существующие проявления Бога — как женские, так и мужские — являются разными формами безособистисного абсолюта Брахмана, какой нейтральный и не поддается описанию или определению. Брахман рассматривается, как Бог, который не владеет личностью или атрибутами (ниргуна-брахман) или владеет атрибутами (сагуна-брахман), и приравнивается к Ишвари. В адвайта-Веданта, Ишвара — это проявление формы брахмана в человеческом уме.
В традициях шактизму, Богу поклоняются, как женскому началу, как начальной богине-матери Шакти или Деве в разных ее формах. В отсутствии Шакти, мужское начало рассматривается, как пассивное и бездеятельное. В ортодоксальниму шактизми, Большой богине-матери, или Махадиви, поклоняются, как Всевышному, как олицетворению Верховного брахмана, единственной и неделимой, из которой выходят все другие ипостаси Бога (как мужские так и женские) и который начальный источником материального и духовного мира. Ни в которой другой религиозной традиции мира не встречается доктрина, которая отличается такой откровенно «женской» ориентацией.
Деви и аватары
В священных писаниях индуизма описываются небесные существа, називани девы («что светящиеся», «что блестят»), что можно перевести на украинский язык, как «Боги» или точнее «полубоги». Деви является неотъемлемой частью индуистской культуры — их изображают в искусстве, архитектуре, иконографии, они описываются в разных историях, особенно в индийской эпической поэзии и Пуранах. Девы, однако, являются слугами ишвари, Верховного Личностного Бога, которому многие индусы поклоняются в одной из Его ипостасей? как своему ишта-девате или избранному идеалу; причем этот выбор основывается на личных преимуществах каждого индуса, а также на региональных и семейных традициях поклонения.
В индуистских епосах и Пуранах описывается много историй о том, как Бог всходит на Землю в человеческом виде, с целью возобновить дхарму в обществе и привести человечество к мокше (освобождению из круговорота рождения и смерти). Такие воплощения или ипостаси Бога называются «аватарами». Самыми главными аватарами Вишну (какого большинство индусов рассматривают, как исконную ипостась Бога и источник всех аватар) есть Кришна (главный герой «Махабхарати») и Рама (протагонист «Рамаяни»). В большинстве традиций индуизма Кришну считают полной аватарою Вишну, в которой оказались все трансцендентные качества личностного Абсолюта. В таких течениях индуизма, как Гаудия-Вайшнавизм, Валлабха-Сампрадая и Нимбарка-Сампрадая, Кришне поклоняются, как палям-бгагавану — верховной ипостаси Бога, источнику, как всех аватар, так и самого Вишну.
История
Само понятие «история индуизма» является своего рода противоречием в сроках. Сами индуисты называют свою традицию Санатана-дгарма «вечной дгармою», а все, что имеет какое-либо религиозное значение, считают анади — не маючим началу. В случае с индуизмом, его история не играет в изучении традиции ту же роль, что в христианстве или буддизме. Возникновение индуизма и его развитие не связаны с каким-либо центральным историческим событием или общим историческим движением. Большинство индуистов верят в то, что ряд событий, который принято называть историей, повторяется снова и снова в вечном цикле. Некоторые из основных школ индуистской философии отождествляют этот самповторный мир самсари из майею (иллюзией) и авидьєю (невежеством). Таким образом, базой для
«истории», которая документирует внешнюю сущность что происходит, описывает внешнюю сторону событий, служит своего рода «высшее невежество».
Многие индологи выделяют три степени в развитии религиозного мышления древней Индии : ведизм, брахманизм и собственно индуизм. Согласно Клостермайеру, подобному наименованию этапов в историческом развитии индуизма трудно найти оправдание. Если использование термина «индуизм» является проблематичным относительно Вед и Брахманов, где он не вспоминается, равнозначно проблематично его приложение в отношении к древнеиндийскому эпосу и Пуранам, где он также не используется. Современные индуисты, в свою очередь, называют свои живые традиции «ведическими», а индуизм — «вайдика-дгармою» («ведической религией»). Принятия Вед как священного писания они считают критерием ортодоксальности.
Самые первые свидетельства о практике индуизма датируются периодом от позднего неолита к периоду Хараппськои цивилизации (5500-2600 лет до н. э.). Верование и практики докласичного периода (XVI — VI века до н. э.) принято называть «исторической религией» Вед или «ведизмом». Современный индуизм происходит из Вед, самой давней из которых считается «Ригведа», что датируется большинством ученых второй половиной II тысячелетия до н. э. Веды, в основном, посвященные поклонению разным девам (полубогам), таким, как Индра, Варуна и Агни, в них также содержится описание ритуала Сома. Основной религиозной практикой религии вед было осуществление огненных жертвоприношений, называемых ягя, и повторение ведических мантр. Древние традиции вед имеют большое сходство с зороастризмом и другими индо-европейскими религиями. В эпический и пураничний периоды (приблизительно в VI — II веках до н. э.) были записаны первые версии эпических поэм «Рамаяни» и «Махабхарати», хотя устно они передавались в ходе многих веков к и после этого периода. В этих эпических произведениях описываются истории правителей и войн древней Индии, которые возвышаются в сочетании с религиозными и философскими трактатами. В Пуранах описываются истории разных аватар, а также девы, их взаимоотношения с людьми и битвы с демонами.
Начало новой эпохи в истории индуизма положило приход и распространение по всей Индии философии Упанишад, джайнизма, и буддистской религиозно-философской мысли. Махавира и Будда учили потому, что для достижения мокши или нирваны нет необходимости принимать авторитет Вед или кастовую систему. Буддизм пошел дальше, заявив, что «Я», «душа» (как что-то, что не поддается изменениям), и Бог (фигура, аналогичная творцу) просто не существуют. Буддизм вобрал огромное количество элементов образной и понятийной системы индуизма, но присвоил им другие значения. Буддизм достиг своего апогея во время правления императора Ашоки и империи Маур’ив, которые смогли объединить индийский субконтинент в одно государство в III веке до н. э. В конкуренции с буддизмом за влияние на царский престол (опора на царский престол с самого начала была характерна для буддизма, как и проведения публичных диспутов при дворе) индуизм стал более систематизированным, практика жертвоприношений животных, к Ашоке неотъемлемая часть государственной и общественной жизни индусов, перестала играть значительную роль в Индии в целом. К II века до н. э. в философии индуизма сформировались шесть основных школ:
1. Санкхъя
2. Йога
3. Ньяя
4. Вайшешика
5. Пурва-мимамса
6. Веданта
В VI веке до н. э. Чарвака учредил в Северной Индии школу атеистического материализма. В период между IV и X веком н.э. индуизм взял верх над буддизмом и распространился по всей Индии, вытеснив буддизм за ее пределы.
Хотя ислам пришел в Индию уже в начале VIII века, вместе с арабскими купцами и завоеванием Синдха, он превратился в одну из основных религий в более поздний период завоевания мусульманами индийского субконтинента. Во время этого периода буддизм окончательно пришел в упадок, а многие индусы обратились в ислам. Много мусульманских правители, такие, как Аурангзеб разрушали индусские храмы и гнали индусов, а некоторые, такие, как Акбар, наоборот отмечались терпимостью. В средние века индуизм испытал большие изменения, в основном благодаря известным ачарьям Рамануджи, Мадхви, и Чайтаньи. Последователи движений бхакти заменили абстрактную концепцию Брахмана, которую философ Шанкара сформулировал за несколько веков к этому, эмоционально. и страстной преданностью Альваро к аватарив Богу, особенно к Кришне и Рамы.
Индуизм сегодня
Сегодняшние индусы — это, по сути дела, те, кто следует принципам ведической культуры, а религия Вед (индуизм) за количеством последователей занимает третье место в мире (после ислама и христианства).
Первоисточником индийской дгарми (религии) признаются Веды. Согласно дгармасутри Гаутамы (1, 1-2), «источником дгарми является Веда, а традиция и обычай присущи знающим ее». Другие дгармасутри и смрити придерживаются той же мысли (Апастамба, 1,1,1-2, Васиштга, 1,4-5). Внимательное изучение Вед приводит нас к тому же самого вывода.
Учитывая все вышесказанное, можно сказать, что Веды сохранились в Индии в первичной чистоте как наука о Боге (философия и религия). А в Украине они остались в виде сказок и мифов. Памятники давней ведической культуры к сим порам сохранились в Индии и является живым свидетельством бывшего величия этой культуры.
В Украине по государственной статистике насчитывается 37 религиозных общин Общества Сознания Кришны (ответвление Вайшнавизму, одного из направлений индуизма). Существует интернет-портал Мир Харе Кришна.