В условиях возрождения религиозной жизни в Украине, восстановления выдающихся историко-архитектурных памятников (Михайловского Златоверхого собора, церкви Богородицы Пирогощи, Успенского собора и др.). Появляется необходимость комплексного исследования роли сакральных сооружений в формировании духовности украинского народа. Как материализованные образцы его культуры, религии, политики, идеологии, они свидетельствуют органическую связь эпох, т.е. непрерывность духовного диалога прошлых и современных поколений.
Особое место среди таких сооружений принадлежит киевской Кирилловской церкви — первооснове и идейной доминанте одноименного монументального монастырского ансамбля. Как один из ведущих церковно-политических и культурных центров Руси, Кирилловской храм является ценным и оригинальным источником истории средневекового общества.
Основание Кирилловской церкви приходится на XII в. — Время политического и экономического подъема Киевской Руси, достигнутого вследствие политики централизации власти основателя храма, которая обеспечила определенную консолидацию государства. В эту эпоху на ее территории последовательно внедрялась византийско-христианская догматика, обряд и сакральная архитектурно-живописная традиция. Вместе с тем укрепление государственных институтов сопровождалось активизацией автономизацийних процессов в Киевской митрополии. Специфические и малоизвестные грани сосуществования этих тенденций рельефно выражены в архитектурной и иконографической концепциях Кирилловской церкви, постижение которых умножает научные достижения в области исследования развития православной церкви в Украине.
Иконографическая программа храма содержит также ценные для науки и, на первый взгляд, завуалированные показания относительно характера утверждения одной из выдающихся признаков Киевского христианства, а именно: его открытости Запада и Востока, Рима и Византии. Кроме того, художественный ансамбль Кирилловской церкви, сохранил один из самых колоритных и богатых в мировом православии комплекс древних фресок (800 кв.м.), открывает широкие перспективы для изучения насыщенной палитры древнерусского религиозной и культурной жизни, определения Киевской Руси в системе европейских межгосударственных и межцерковных отношений.
Феномен Кирилловского храма заключается и в его функциональном назначении как церкви-крепости. Не случайно у него постепенно росли монастырские сооружения и укрепления, превращая церковь в целостный архитектурно-художественный монументальный комплекс, содержащий ценную информацию для решения широкого спектра историко-культурных и церковно-политических проблем. Научный поиск в этом направлении является актуальным прежде всего с точки зрения необходимости дальнейшей реконструкции киево-русской системы церковно-государственных отношений и определения непосредственной роли духовенства в междукняжеских военно-политических отношениях.
Объектом диссертационного исследования является Кирилловская церковь как церковно-политический и религиозный центр средневекового Киева, а предметом исторического анализа выступают особенности возникновения и функционального назначения Кирилловской церкви и монастыря в контексте формирования Киевского христианства.