Конфуцианство — китайская философская школа, основа китайского образа жизни, принцип организации общества. Основатель — китайский философ Конфуций (551-479 гг. до н. э.). Опираясь на давние традиции, Конфуций разработал концепцию идеального человека, которой присущи гуманность, чувство долга, уважение к старшим, любовь к людям, скромность, справедливость, сдержанность и тому подобное. Проповедуя идеальные отношения между людьми, в семье и в государстве, Конфуций выступал за четкое иерархическое распределение обязанностей между членами общества. Конфуцианство считало основой социального уклада моральное самосовершенствование индивида и соблюдение норм этикета, провозглашало власть правителя священной, а целью государственного управления — интересы народа. Из II ст. до н. э. и к XX ст. конфуцианство было официальной государственной идеологией Китая. В настоящее время позиции конфуцианства кое-что ослабели под давлением европейских философских идей. В разное время конфуцианство распространялось в Японии, Вьетнаме, Корее.
Исходными положениями являются небо и небесное величие.
Небо — это часть природы, но вместе с тем и высшая духовная сила. Целью самосовершенствования является достижение уровня благородного мужу — этот уровень не зависит от социального статуса, а достигается путем воспитания в себе высоких качеств. Особенное место занимает концепция сыновней учтивости и уважения к родителям и к старшим вообще. Философско-этичные, религиозные принципы конфуцианства. Конфуцианство является сложным комплексом философских, этичных, религиозных взглядов, особенным образом жизни, основу которого представляет солидарность. Сердцевину его утворює своеобразное понимание моральной природы человека, ее связей в семействе, обществе, государстве.
Сначала конфуцианство заявило о себе как етико-философське учение, а его творец видел себя навчите-лем мудрости, задание которого заключалось в комментировании высказываний давних мудрецов. В целом конфуцианство было направлено на стабилизацию китайского суспильства, которое донимали разнообразные междоусобицы и смуты. Это побуждало Конфуция, обратившись к давним национальних верований, традиций, культов, переосмыслить их к тогдашним общественно-политическим, духовным обстоятельствам.
Прежде всего он сосредоточивается на двух давньокитайських культах — культе Неба и культе предков. Небо конфуцианство рассматривает и как часть природы, и как визжу духовну силу. Даром Неба являются этичные качества человека, с которыми она должна жить в согласии, которое предусматривает подчинение Небу. Признание конфуцианством необходимости поклониння наивысшей сущности, Высшему правителю, Небу есть найважливишою основанием того, чтобы считать его религией.
Мир, за Конфуцием, является упорядоченным, гармоничным, вичим началом. Задание человека заключается в том, чтобы знайты свое место в этой вечной гармонии. А это возможно лишь в результате постоянного стремления к совершенству, гармонийних отношений с Космосом, наследование идеалам. Нокем идеалом для человечества является «мудрец», «благородный муж», которому свойственны осведомленность, обязательность, чувство меры, законопослушность, сама требовательность,
подчинения своих помыслов и действий велению Неба, мыслям мудрецов и больших людей. Именно мудрецу следует доверять большие дела.
На противоположном полюсе конфуцианство рассматривает остолюдина, настроенного, как бы более выгодно приспособитьсия в жизни, который презрительно относится к большим людям, игнорирует слова мудрых, придирчивый к другим и нетребованийливий к себе. Большие дела доверять ему нельзя. Если качества благородного человека могут улучшаться благодаря самосовершенствованию, то простолюдина может побуждать к вдосконалення лишь страх перед наказанием.
По мнению Конфуция, каждый человек способен найти в себе этичные правила собственной жизни. В отношениях из ближнимы главным должна быть попытка не делать никому того, чего не хочется, чтобы сделали тебе.
В основе всех дел должен быть принцип справедливости. Даже если человек стремится занять желательное для себя миссэто, где бы то ни было — в семье, обществе, на государственной службе, она должна пытаться быть достойной его. Для того нужно совершенствовать свой характер, который нуждается в очистке сердца, мыслей, расширения знаний.
Важнейшим критерием человеческого величия является взаимоуважение дома, старательность на роботе, правдивость в отношениях с окружающими. Особенно весьливою есть любовь и уважение к власти, родителям. Семью конфуцианство считает основой политической и социальной структури общества. Даже обладатель государства должен делать, как отец в семье. Интересы семьи конфуцианство возвышает над интересами человека.
Конфуций предложил идею мирного сосуществования. В основе его идеального государства было положено понятие патернализма, то есть управитель должен заботиться о своих подчиненных, как отец заботится своими детьми. Для того, чтобы правитель стал отцом для подчиненных, он должен иметь высокую мораль образованности. Конфуцианство контролировалось с помощью школы, которую открыл Конфуций. После гибели
Конфуция начинается упадок Конфуцианства и дальнейший раскол на 8 течений.