Культурно-просветительская деятельность Киево-Печерской лавры

  • автор:

Определение особого места и роли Киево-Печерской лавры, как одного из главных институтов Украинской Православной Церкви, в духовной жизни украинского народа и, в частности, периода казачества, приобретает сегодня особую актуальность и научной важности учитывая указанные ниже главных обстоятельства. Значение Лавры как культурно-просветительского центра Украины практически оставалось без внимания исторической науки. Советская историография, руководствуясь известным классовым подходом, замалчивала эту проблему, а роль Лавры в жизни народа освещала тенденциозно и предвзято. Исследования по истории украинского монастырей целом, и Киево-Печерской лавры в частности, за последние десятилетия рассматривались преимущественно в контексте социально-экономических и политических отношений, места в художественной жизни Киева и Украины1. Роль украинского монашества, в частности его высокообразованной части, как духовной и интеллектуальной элиты общества времен средневековья, не нашло пока что достаточного освещения. Между тем, его лучшие представители сыграли важную роль не только в церковной, но и общественно-политической и культурной жизни народа. Стоит отметить и то, что Киево-Печерский монастырь (лавра) имел огромное влияние на все слои населения Украины, выступая духовно-идеологическим центром и проводником «душеспасительного исканий» как для всего клира — белого духовенства и братии отдельных монашеских общин, так и для ведомой им паствы. Распространителем Печерской идеологии был и знаменитый «Патерик Печерский». Недаром Петр Могила в своей литературной деятельности значительного места предоставляет информативном дополнению биографические состав предыдущего Патерика. При этом идеологическое пропаганды Киева и Лавры, как аналогичного Афона резиденции, возлагалось на высокообразованное монашество, в частности на его просветительскую и издательскую деятельность.

Состояние научной разработки проблемы. Исследование культурно-просветительской деятельности Киево-Печерской лавры указанного периода ограничивалось в историографии изучением преимущественно издательского дела в Киеве. Наиболее спорным в этом плане был вопрос начала книгопечатания в Лавре, которую пытались решить большинство исследователей украинской и русской культуры и Церкви. Одновременно просветительская роль Печерского монашества практически не исследовалась. В научных разработках разного плана рассматривались лишь отдельные вопросы, связанные с данной тематикой. Исходя из комплекса проблем, заявленных в диссертации, их решения в историографии можно разделить на несколько направлений.

Литература об издательской деятельности Киево-Печерской лавры.

Первые сведения о деятельности Лавры, как издательского центра, появились в исторических описаниях монастыря. В частности, изданный в 1791г. киевским митрополитом Самуил Миславский на основе библиотечных собраний лаврских ученых короткий исторический описание Лавры отводил определенное место типографии, связывая ее деятельность с князем Константином Острожским. Фундаментальный труд митрополита Евгения Болховитинова 1826 издания, которая категорически отрицала эту версию, давала более подробный обзор издательского центра. Установившийся в науке взгляд митрополита Евгения на книгопечатание в Киеве возбудил в 1865. киевский священник Павел Троцкий, выдав первую, специально посвященную истории лаврской типографии, труд. Ее бесспорная ценность — в детальной проработке печатного фонда Лавры. Вместе с тем работа не лишена определенной тенденциозности, в частности автор положительно оценивает переход лаврского издательства под контроль Синода (1721р.), считая, что это привело к упорядоченности в печатании книг.