Лютеранство — направление протестантизма, названное так в честь основателя — Мартина Лютера, который положил в вероучение не только идеи реформирования церкви, но и свой собственный духовный опыт.
Большое место в произведениях Лютера отводилось концепции «свободы христианина». Божественная справедливость понималась Лютером не как свойство наказания и благодарности, а как божественная активность, которая оправдывает человека. Справедливость, как и милость Божья, не зависит от личных достоинств человека, но дается по личной воле Творца и извещается Святым Духом. Бог не влияет насильственное на волю человека, но, как абсолютный господин, направляет волю к своей цели. В результате человек действует свободно даже в вопросе собственного спасения, поскольку истинно свободный лишь человек «оправданный» — его судьба уже определена Богом, который вырвал ее из земных условностей. Но человек должен подчиняться законам судьбы.
Главные доктрины Лютера, которые изложены в «Аугсбургськом исповедании веры» (вместе с Меланхтоном) и в «Книге Согласия», отбрасывают папскую власть, а единственным авторитетом признают Святое письмо — Библию. Основной тезис — оправдание только верой, которая дарится человеку Богом без посредничества церкви. Главное внимание лютеране уделяют не обрядам, а проповедям.
Лютеранство быстро вышло за пределы Германии и распространилось в других странах Европы, прежде всего — в Скандинавии. В Швеции реформация церкви осуществлялась по инициативе короля и лютеранское стало способом утверждения отделения страны от Дании и диктата Ватикана (30-ые годы XVI века).
На сегодня насчитывается свыше 70 млн. лютеран (Германия, Скандинавия, США и др.). На территории СССР существовали эстонская и латвийская евангелистско-лютеранские церкви, во главе которых стоят епископы, избранные самими верующими.
В лютеранской церкви сохранился єпископат, признается 2 таинства: крещение и причастие, в храмах позволяются иконы и распятие, но им уделяется немного внимания. Центральное место в богослужении занимает проповедь.
Лютеранство в Украине
Лютеранство — одно из традиционных протестантских течений в Украине, известное с середины XVI ст. — на Волыни, Галичине, Киевщине, Подолле, Побужже. К этому течению принадлежали некоторые представители украинской шляхты (Радзевили). Обсуждалась возможность унии лютеран с православными. Однако в результате исторических процессов и деятельности монашеских католических орденов, в частности, иезуитов, дошло до почти полного исчезновения украинских лютеранских общин.
История на украинских поприщах
Первым организационно оформленным нововерчем течением в Украине стало лютеранское, которое появляется в 30-40-х годах XVI ст. И хотя до этого времени зафиксировано существование других протестантских ячеек, каких-то данных относительно их членства и характера деятельности не сохранилось. Идет речь, в частности, об обществе анабаптистів, которая в 1536 г. существовала в Володымире-Волинском. Встречаем сведения и о гуситах в кругу Яна Спитка из Мельштина — обладателя поселков и городков в Галичине.
Немного информации сохранилось, по существу, и о лютеранском в Украине. Его следы відшуковуються в западноукраинском регионе, прежде всего, на Волыни, которая граничила с белорусско-литовскими землями, которые уже в 20-30-х годах стали центром протестантских влияний в восточнославянском регионе. в 1539 году в Свободных открывается школа на 50 учеников при существующем лютеранском обществе, ректором которого был Авраам Кульва (Кульветис), литовец, бывший ксендз, впоследствии доктор церковного и государственного права, слушатель Краковского и Сиенського (в Италии) университетов, близко знаком с Филиппом Меланхтоном и гуманистом из Нидерландов Еразмом Роттердамським. После эдикта польского короля Сигизмунда I против лютеран в 1542 г. Кульва эмигрирует из Литвы, а на его место прибывает новый проповедник — Ян Винклер, который пропагандирует лютеранское еще с большей энергией. Вінклер находит состоятельного патрона, віленського купца Ивана Морштина, в доме которого основывает новый сбор (синоним кірхи или шире — протестантского общества в польсько-литовських землях) и школу, откуда через несколько лет выходит 60 учеников. Андрей Венгерський, более поздние польские и немецкие авторы наводят целый ряд имен лютеранских проповедников, хорошо известных в XVI и XVII ст. во всей Вещи Посполитой, : Станислав Рапегелан, Георгий Мартин Московідій, Мартин Глосса, брать Гличнеры, бывший доминиканец Андрей Самуель и другой. Центрами лютеранских влияний на Украину были также Краков и Люблін, из которых диссидентская пропаганда направлялась в Холмщину, Подляшшя и Галичину. В отличие от северных земель Польского Королевства, лютеранское в Украине не имело успеха, поскольку распространялось преимущественно среди немцев.
Известно, что уже из XIII ст. украинские земли, в частности, Сяноччина, Холмщина, позже Волынь и Галичина, поддерживают растущие торговые связи с немецкими княжествами. Польский король Казимир проводил откровенную пронемецкую политику и поощрял иностранную колонизацию Западной Украины. В подобный способ действовал наместник Галичины Володислав Опольський (70-ые годы XVI ст.), который «пренебрегал совсем местным населением, окружал себя самими чужестранцами, главный шлезькими немцами, поляками, валахами, мадьярами; из его 120 привилегий, которые сохранились до нашего времени, только 15 относятся к местным боярам, все другие — к чужестранцам».
Следовательно, ничего странного не было в том, что лютеранское, которое пропагандировали преимущественно немецкие миссионеры и немецким языком, в первую очередь, через немецкую литературу и проповедь, постепенно распространялось и в украинских землях. Национальный характер лютеранского определил особенности его социального состава. В отличие от благородного кальвінізму аугсбургское исповедание (за названием главного лютеранского произведения) охватывало купеческие, мещанские и ремесленные состояния, то есть те, которые преобладали среди немцев-колонистов, которые проживали, по большей части, в городах — главных центрах реформационных движений Западной и Восточной Европы.
В Украине лютеранское не получило поддержки благородной верхушки. Существенной причиной этого, кроме отмеченного национального фактора, была политически-государственная ориентация конфессии. Лютеранское, помогая немецким князьям освободиться из-под власти Священной Римской империи, поддерживало абсолютную монархию. Стремление благородной вольницы шло вопреки укреплению королевско-княжеской власти. Лютеранское, пытаясь удержать позиции в северных немецких землях, уступило определенные католицизму, особенно в культе и организации. Православному же населению Вещи Посполитой ближе были демократические принципы церковной жизни. Лютеранское оставалось безразличным к национальным традициям народов Восточной Европы, проповедуя в XVI — XVII ст. преимущественно немецкую культуру. Поэтому и не удивительно, что на фоне плеяды влиятельных патронов кальвинизма и антитринитаризма мы не видим ни одного украинского лютеранского рода. Даже в Польше их было немного (Остророги, Гурки, Лютомирские).
И все же лютеранская церковь хотела активного влияния на коренное население польсько-литовської государства. Это удостоверяет и факт открытия прусским князем Альбрехтом отделение для учеников из Польши, Литвы и Руси в лютеранском Кролевецькому университете, и систематические посещения славянской молодежью других лютеранских центров Европы, в первую очередь Віттенберга (здесь «в 1530-х годах учились студенты Poloni, Rutheni или такие, которые подавали о себе, что они из эх Russia, следовательно, что были украинцы и белорусы»), и устраивание шведским королем Густавом Адольфом Вазой типографии в Стокгольме, где в 1562 г. увидел мир «Катехизис» Мартина Лютера русским языком. Растущая пропагандистская активность лютеран беспокоила католическую церковь. В первой половине XVI ст. польское правительство прибегает к ряду государственных запрещений относительно коронных и украинских земель. Идет речь, в частности, о многочисленных эдиктах против ввоза, продажи и покупки лютеранских произведений. Если за эдиктом в 1520 г. за это предусматривались конфискация имущества и изгнание из государства, то за эдиктом в 1523 г. — сжигание всей собственности нововіра и даже его казнь. В 1525 г. только в Кракове осуждено 16 лиц «за признание принципов Лютера», на протяжении первой половины XVI ст. — свыше 60 лиц. За распространение лютеранской литературы были заключенные печатники и преподаватели школ Бартоломей, Матвей, Міхал и Петр (фамилии не сохранились), обвиненные в ереси известные печатники Иероним Вієтор и Філіпп Вінклер. Однако количество сторонников лютеранского увеличивались. В 1523, 1527, 1530 годах и позже созываются синоды, которые разрабатывают мероприятия, направленные на «укрощение еретиков и самой ереси».
Наибольших клопотів правительству и церкви наносил Краковский университет, который в середине XVI ст. стал главным центром религиозного свободомыслия. Среди его преподавателей и студентов было немало сторонников нововірства, распространителей диссидентской литературы. Один из первых — профессор языков Вавржинек (Лаврентий) Корвин Неофорензис. Еще два преподавателя — доцент Ян из Козьминков и бакалавр Лаврентий из Пражниць (за свою деятельность получил прозвище Дискордія, то есть Раздор) вошли в круг катехизаторів Сигизмунда I и его сына, будущего короля Сигизмунда-Августа. Приехав с последним в Свободно, они становятся активными деятелями местной протестантской ячейки, авторами полемичных латиномовних произведений. С конца XVI ст. ведущим деятелем лютеранского движения во всем польсько-литовськом государстве становится Еразм Гличнер (1528-1603), энергичный проповедник, плодотворный литератор, реформатор школьного образования. Находился в Вещи Посполитой и известный в Европе миссионер П’єтро Верджеріо (Петр Вергерій). Бывший католический епископ в Капо д’Истрии и папский нунций на Аугсбургском сейме (1530), впоследствии — пылкий сторонник Лютера, Вергерій в 1556 г. приехал в Польшу. Он проводил литературную полемику с тогдашним папским нунцием Антоніо Ліппомано и кардиналом Станиславом Гозієм, активно пропагандируя идею национального церковного собора с участием всех христианских течений в стране. Эта идея в XVI ст., как известно, охватила часть католической верхушки, что под воздействием национально-освободительных движений в Центральной Европе, а также реформаційних лозунгов политической и духовной свободы хотела создание не зависимой от папского престола католической церкви, которая бы вопреки проимперской политике Рима проводила деятельность в интересах польской шляхты. Отзвук идеи, а через нее — общеевропейских национально-освободительных процессов, чувствовался в среде части украинской православной иерархии, которая мечтала о крепкой национальной церкви.
Наиболее интересная фигура в лютеранской среде Вещи Посполитой — Ян Секлюциан (1510/1515-1578), доктор теологии Лейпцигской и профессор Кролевецької академий. По одним данным, родился в Бидгощі, за другими — в Секлюках в Галичине. Его пэру принадлежат библейские, теологические и литературные произведения, написанные, в отличие от большинства ранних лютеранских изданий, польским языком. Собственно, как раз Секлюціан одним из первых сделал польский перевод Нового Завещания (увидел мир в Кролівці, 1551) и сборник протестантских канционалов («Песни христианские более давние и новые», там же, 1559). В 1556 г. Секлюціан выдал за своим редактированием «Постиллу польскую домашнюю» — сборник свыше девяноста морально-поучительных рассказов (казань) на евангельские сюжеты, что написал Григорий Оршак (бл. 1520-1567). Жанр постилли был чрезвычайно популярным в библейском образовании позднего Средневековья. Он популяризировал церковные проповеди, которые провозглашали после литургии, и объяснял содержание использованных в ней отрывков Святого Письма. Направленная на лучшее усвоение библейского материала, постилла в протестантизме приобрела особенный вес. В первой половине XVI ст. в Вещи Посполитой было известно около ста постилл. В православных землях Великого княжества Литовского, а впоследствии Вещи Посполитой эту функцию выполняли также учительні Евангелия, рукописные сборники которых появляются в XVI — XVII ст. в разных (преимущественно западных) регионах Украины. На сегодня найден около семидесяти учительних Євангелій украинско-белорусского происхождения, среди которых есть сборники, которые имеют выразительное протестантское устремление. Часть из них написана русским языком, приближенным к народной. Следовательно, кроме образовательного значения, этот библейско-популярный жанр способствовал внедрению национального языка, ее включению к системе религиозной пропаганды и культуры. Касательно постилли Оршака и Секлюціана, то она была написана таким чистым языком, который кое-где превышал тогдашние образцы польской католической литературы, например, произведения «златоустого» Петра Скарги. В условиях, когда мирянам запрещали самостоятельно читать Библию, подобная деятельность протестантов имела определенное влияние и могла вызывать симпатии не только польского населения. Ведь, напомним, польский язык у XVI ст. был общеупотребляемым в Украине. Ян Секлюціан известен не только религиозными произведениями (а он был плодотворным автором: кроме упомянутых трудов, выдал польский перевод «Катехизису» Лютера, теологическое произведение «Христианская наука», комментарии к Посланиям апостолов, полемичные брошюры, сборники молитв и тому подобное), но и научными. В 1551 г. вместе со своим переводом Нового Завещания он опубликовал учебник из польской орфографии, труд «Экономия или хозяйство» (Краков, 1545). Выдавал и популяризировал произведения Николая Рея и Еразма Роттердамського. В обращении к магистрату Кролівця с ходатайством профессорской стипендии Секлюціан заверял, что его «друки широко известны в целой Польше, Руси, Мазовії и Литве и имеют многих сторонников». И хотя это утверждение можно воспринимать с определенной осторожностью, влияние лютеранской пропаганды на местное население Украины — факт очевидный. Да, в начале 50-х годов XVI ст. перемиський шляхтич Христофор Пілецький открыл кірху в своем имении в городке Ланцуті. Его примеру следовали еще три шляхтичи-соседа, а какой-то проповедник наговаривал Юрия Язловецького, воеводы русского, выгнать доминиканцев из Червоногроду (на Поділлі) и в их монастыре открыть лютеранский сбор. В 50-60-х годах исповедовал лютеранское (к переходу в арианство) Станислав Лютомирський, автор польськомовного «Признания веры христианской», бывший перемиський каноник.
За реестром протестантских ячеек в Украине XVI — XVII ст., составленным М. Грушевским, лютеранские общины действовали во Львове (однако есть «только глухое упоминание»), Венгрові, Мордах, Нурці и Найдорфі на Берестейщині, Язливце на Подолле. Членами этих собраний (кроме, конечно, самих патронов и их родственников-единомышленников) обязательно становились все подчиненные и холопы пана-нововера. Средневековый принцип — «чья страна, того и вера» — на поприщах Украины имел свою отечественную конкретизацию — право патроната, что было основой для юридического и экономического подчинения церкви светскому хозяину.
В конце XIX ст. найдены новые труды, выданные Секлюціаном. Среди них — стихотворный диалог польского ксендза с русским священником (и хотя его авторство вызывало дискуссию, однако, как отмечает Грушевский, произведение из-за этого не перестает быть интересным). В диалоге поданы актуальные межконфессиональные споры относительно целібату, чистилища, примату Рима, формы евхаристии, молитвы к святым и тому подобное. Там, где лютеранское исповедание выявляло рудиментарное родство с католическим, «выигрывал» ксендз; где автор диалога соглашался с православной доктриной, побеждал священник. Там, где лютеранское выступало как полностью отличная религиозная модель, и ксендзу, и священнику приходилось признавать полную беспомощность. Написанный в протестантском духе, произведение, однако, недвусмысленно направлено на православного читателя, поскольку в соперничестве ксендза и священника моральное преимущество оставалось за последним. Следовательно, чувствовалось явное расположение автора прежде всего к русской, то есть православной, веры чем к римской. Эта благосклонность, в целом, была важной особенностью протестантского движения в Украине, что в противоборстве с католицизмом искал союзнические в православной среде.
Вообще, лютеранским во время заграничных странствий в поисках за науками увлекалось немало шляхтичей из Украины. Станислав Оріховський, учась в Виттенберзе, проживал в доме Лютера и приятельствовал из Меланхтоном. Меланхтон имел большое влияние и на Мартина Кровицького, который длительное время жил в Галичине, занимая должность плебана в Вишне, находился на дворе перемиського старосты, мецената наук и искусств Петра Кмиты. Работая у него, Кровицький близко сошелся со Станиславом Ориховским, что в значительной степени обусловило прореформационные взгляды последнего, его выступления против папского всевластия и целібату. В конечном итоге, и на брак Ориховский осмелился после того, как это сделал в Журавицях Кровицький. Однако если Ориховский в конечном итоге переходит на сторону оппонентов протестантизма, полемизируя со сторонниками нововірства в Западной Украине, то Кровицький полностью порвал с католической церковью (на антипротестантские произведения Оріховського ответил знаменитой «Апологией»). Во время выступления на деецезийном синоде в Перемишлі (1550) Кровицький обосновывает свое решение несогласием с такими принципами католицизма как целібат, неучастие мирян в обряде евхаристии, отрицая (что было особенно актуальным для польсько-руського пограниччя) обряд перекрещивания, которого требовали от православных при переходе в католицизм. Выступление бывшего плебана имело большой резонанс в Малопольщі и особенно — в Галичине. По мнению М. Грушевского, который специальное внимание уделял факту незаурядного влияния произведений Кровицького на украинскую полемичную литературу, свидетелем этой громкой истории был юный Иван Вишенський. В его творчестве встречаются немало параллелей с содержанием и формой протестантской полемики.
В период разрыва с католицизмом Кровицький выступал как сторонник лютеранского. Находясь в 1553-1554 годах в Виттенберзе, он под руководством Меланхтона пишет полемичное произведение «Христианские а жалобливі напоминання», настолько популярный, что церковная власть публично сжигала его, а за прочтение привлекала к уголовной ответственности. Впоследствии Кровицький склонился к кальвінізму, и в конечном итоге стал пылким сторонником антитринитаризма. Такая эволюция случилась во взглядах многих протестантов, которые тяготели к более радикальной реформе религиозной и светской жизни. Уместно дополнить приведенный Грушевским список и теми лютеранскими ячейками, которые существовали в XVI, — XVII в. на Закарпатьи. Здесь конфессия достигла определенных успехов, имея государственную поддержку со стороны венгерских и румынских обладателей. Вообще, по некоторым оценкам, «начальный шаг по делу распространения новой веры в Угрії был сделан именно в Венгерской Руси. євангелицький движение в Венгерской Руси во второй половине XVI ст. был даже сильнее, чем в собственное Угрії, которая находилась в большей сфере католического влияния габсбурзького правительства». Первые лютеранские миссионеры появляются в Земплянському округе (между Пряшевим и Ужгородом). В 1522 г. новую веру проповедует Михаил Сіклоші, с 1525 г. — Иоанн Фишер в Левочках и Георгий Левдишер в Рознаві, Любицях, Топорці. В 40-х годах активную деятельность разворачивают пасторы Стефан Копач и Матвей Біро-Деваї, которые основывают собрания в Пряшеві, Копнах, Уйгеле. В 1549 г. Стефан Копач открывает лютеранскую школу в городке Шарош-Поток (или Сухой Поток) в Закарпатской Украине, который с этого времени становится центром растущего реформаційного движения во всем Карпатском регионе. Из второй половины XVI ст. движение охватывает также Мараморошський округ (теперь Мараморешська область Румынии), где проживало православное население со значительным процентом украинцев. В 40-50-х годах в Закарпатьи и венгерско-румынской северной границе состоялись ряд синодов; на синоде в Пряшеві (1546) решали вопрос об объединении существующих в Трансильвании нововерчих собраний. С 1557 г. лютеранское рядом с католицизмом признано государственной религией Семигородського княжества.
Каменный лютеранский крест при лютеранской церкви в Рейкьявике, Исландия.
Как в большинстве регионов Европы, лютеранское распространяется здесь среди мещан и в городах, где преобладает немецкое население. Однако исторические документы удостоверяют его влияние и на православное население. Идет речь, в частности, об обращении князя Януша I Заполья через православного писаря Лацко к афонського протоігумена Гавриила, известное как «Послание ко св. отцом Горы Афонской вот православных веры руской и земли угорской христиан» (писаное на славяно-русском языке и датированное 30-ми годами. XVI ст.; сохранено в более поздних рукописных копиях). В послании к церковным авторитетам (а самих обращений князя было несколько) содержится просьба растолковать отдельные принципы православной веры, что их особенно критикуют лютеране, и подтвердить наличие некоторых общих черт («ихъ поп да сия женятъ, якоже и наши») у православных и протестантов. А то все учитъ одинъ лжепророкъ, именемъ Люфор : онъ победи нъмецкую страну и здъсь на угорской земли многіе къ нему приступиша и его ученіе пріяша». Но уже в 60-70-х годах. XVI ст. лютеранская в Закарпатьи, как в Венгрии и Румынии, вытесняют кальвінізм и антитринитаризм; немало православных возвращается в лоно церкви.
История Украины имеет также примеры перехода иностранцев-лютеран в православие. Вспомним хотя бы выдающегося украинского образовательного и церковного деятеля XVII ст. Іннокентія Гизеля, лютеранця из Пруссии, ректора Киево-могилянской академии, игумена Києво-братского монастыря, а впоследствии архимандрита Киево-Печерской лавры. Такие факты были неодиночными, хотя чаще всего случаются уже в период казацких войн. Об этом вспоминается в летописных материалах. Постригся в монахе и стал усердным церковным деятелем Иоанн Эрнест Крабе, мастер философии, кандидат богословия из академии Кролевецької. Его примеру следуют еще два лютеранских богослова. И хоть избрание монашеской жизни удостоверяет искреннюю осознанность в изменении религиозных убеждений, немало подобных поступков в период Освободительной войны было вынужденными.
Современное состояние
В конце XIX веке и на протяжении ХХ-го начался процесс либерализации лютеранского : например, принятие женского пастырства. Европейские лютеранские церкви, в большинстве своем, являются государственными, зависят от общенационального общественного мнения, и потому отличаются теологическим либерализмом. В США, напротив, сосредоточен консервативный ход лютеранского. Наиболее значимыми среди них являются церкви Миссури-синод и Висконсин-синод. Сегодня в Украине лютеранское представлено тремя основными церквями: Украинской Лютеранской Церковью, Немецкой Евангельско-лютеранской Церковью и Синодом Евангельско-лютеранских Церквей Украины.