Неоязычество

  • автор:

Неоязычество — совокупность современных течений, которые призывают к возобновлению языческих представлений, культов и обрядов. Неоязычество, нативизм (от лат. nativus — родной, естественный) ли — это реконструкция дохристианских политеистических верований.

Неоязычество — это религия, сконструированная в основном в 70-ые — 90-ые годы на основе верований, пантеона божеств, символов, практик и других элементов древних религий.

Неоязычники же обычно верят в Богиню (богинь) и Бога (богов), большую часть их ритуалов складывает исцелительная практика, и им особенно запрещено отправлять черную магию.

Славянское неоязычество, славянский нативизм — это реконструкция дохристианских языческих верований древних славян, возвращения к боговшанування Перуну, Велеса, Макоши и др. на основе некоторых исторических сведений и собственных представлений с заимствованием из учений и обрядов политеистических верований других народов и оккультизма.


Основные направления и разновидности неоязычества


В современном
неоязычества  можно обозначить четыре течения:

    * Народно-бытовое язычество преобладает в сельской местности и складывает набор суеверий (вера в приметы, мысли и оккультно-магические влияния (сглаз, порча, приговор) и упрощенный набор представлений о потустороннем мире (домовые, упыри, русалки и др.). Оно чаще всего переплетается с мировоззрением той религии, какая традиционная для данной местности, будь то ислам или православие, но может и включаться как органическая составляющая в местный этнический культ.

   * Этническое язычество — это политеистические культы, которые имеют глубокие исторические корни. Их отличительной чертой является автохтонність и целостность мировоззрения. Такими, например, есть шаманские культы коренных народов Сибири и Дальнего Востока.

  * Экологическое языческое течение: организациям, которые относятся к ним, характерное оккультное, синкретическое, квазиэтническое политеистическое мировоззрение с идеологией екологізму. К таким относятся общины, которые входят в «Круг Языческой Традиции».

    * Националистическое течение включает религиозные и политические организации, которые имеют синкретическое, квазиэтническое политеистическое мировоззрение с идеологией национализма. К первым, например, относятся общины «Союза Славянских Общин» и «Древньоправославна церковь Інглингов». К вторым — организации от националистических неоязычных партий («Партия Духовного Ведического Социализма») к отдельным группировкам скинхедов (прим., данные радикалисты не несут в себе истинного понятия язычества и неоязычества).


История мирового и славянского неоязычества


Нативистское движение как у нас, так и в мире начался как реакция на размывание национальной идентичности в условиях современного миропорядка.

В результате широкого распространения произведений всемирноизвестного психолога Юнга в английских переводах в начале 1960-х гг., открытое увлечение их автора мифологией, парапсихологическими феноменами, астрологией, алхимией и мистическим и религиозным опытом всех возможных типов сделало его источником вдохновения и подтверждения собственной правоты для представителей языческих для нео религиозных движений, которые начали распространяться в Европе и в Северной Америке именно в этот период. Эти новейшие духовные искатели остро осознавали собственный аутсайдерський статус, и потому с радостью провозгласили Юнга своим пророком. Его слава как известного психиатра, врача, философа, сотрудника Фройда помогала им в легитимации собственных движений.

По-видимому, наиболее ироничным и потенциально более опасным примером связи между юнгизмом и неоязычеством оказалась и выдающаяся роль, какую юнговские произведения сыграли в возрождении «Религии германцев» или нордического язычества в Европе, Англии и Северной Америке. Этот феномен, по крайней мере в том виде, которого он приобрел в конце 1970-х гг., был задокументирован в известной статье Стефана Флауерза. Согласно Флауерзом «много из их идей взято из новейших научных исследований касательно давньогерманської религии и традиционных религий в целом, так же, как и из психологических теорий К.Г.Юнга. Понятие архетипов и коллективное несознательное чрезвычайно сильно повлияли на формирование идеологии германской для нео религии. Божества в религии Асатру/Одина рассматриваются не как автономные, трансцендентальные существа, а, скорее, как образцовые модели сознания или архетипы, которые служат паттернами для человеческого развития».

Корни славянского неязыческого движения в странах СНГ лежат в кругах диссидентов (самоиздательский журнал «Вече» (70-ые гг.), Константин Васильєв, Анатолий Иванов (Скуратов), Валерий Ємельянов, диссидент Алексей Добровольський (Доброслав)), в среде которых оно стало одно время одной из форм идеологического протеста против коммунистического режима. Именно тогда нативизм приобрел националистический тон.

Начало 90-х гг. — время быстрого роста групп неоязычников. Неоязычество тогда в своих наиболее активных организационных формах (клубы исторической реконструкции, общества и культурные центры, партии и общинные объединения) — городское явление, которое развивается в интеллигентской, преимущественно естественно-научной образовательной среде. Вторая половина 90-х ознаменована попытками ряда активных деятелей объединить разрозненные неязыческие общины, потому что конечного результата — создания «религиозной славянской конфессии» (очевидно, имеется в виду конфессия в рамках общемировой язычной религии), казалось, можно достичь только через союзы и активные общие действия в плане возрождения и пропаганды язычества, иначе организациям грозило дальнейшее прозябание в виде клубов по интересам. Время показало, что отсутствие единства случилось барьером для развития нативизма.

На начало 21 век в восточнославянских странах есть целые поселения язычников.

В Украине неоязичницво представлено так называемым родноверованием.