Православное вероучение

  • автор:

Троица


Православные христиане верят у единственного Бога в трех проявлениях (ипостасях): Бог-отец — причина или источник Божества, что вечно и безначально находится, от него вечно и безначально рождается Бог-сын и вечно и безначально всходит Бог-дух Свят. Святая Троица — это три отдельных личности (ипостаси), без перекрытия или подобия между ними, что есть одною божественной сущностью (усею) — несозданную,

нематериальную и вечную. Православная доктрина о Празднику Троицы изложенная в Символе Веры.

В дискуссиях относительно отношения Бога к его творению, Православие придерживается концепций различения вечной сущности Бога, который является полностью непознаваемой, и несозданными энергиями (благодатью) через которых он действует на созданный мир и людей. Однако это условное различение, а не реальное разделение. Бог непознаваем и Бог, который достигает нас, — один и тот же Бог.


Грех, спасение и воплощение


Человеческая природа к грехопадению была чистой и невинной, отличалась от современной и душевным укладом, и физически (безсмертність благодаря общению с Богом). Когда Адам и Ева ослушались Бога у Рая, они внесли новый элемент в человеческую натуру (то есть грех и повреждение, смерть). Это новое состояние не давало человеку возможности участия в Царстве Небесном. Когда Бог воплотился на Земле, он изменил человеческую природу путем объединения человека и Божества, из-за чего Иисус Христос часто зовется «Новый Адам». Благодаря участию в человеческой жизни, смерти и воскресеньи, он открыл и освятил средства, которыми человек может возобновить свою первобытную чистоту и достичь Царства Небесного. Эти средства Православия называет спасением от обреченности на ад (вечные муки). Христовое спасительна действие было обратным к началу времен, потому спасенными были все праведные люди, что очутились в аду, включительно с Адамом и Евой.


Воскресенье


Воскресенье Христа — это центральное событие в литургийном году Православной Церкви и она воспринимается как реально историческое событие. Иисус Христос, Сын Божий, был распят и умер, взошел в Ад, спас все души, которые находились там через грех. Потом, поскольку Ад не мог удержать безграничного Бога, восстал из мертвых, чем спас все человечество. В течение этих событий он освободил человечество из кандалов Ада и вернулся к жизни как человек и Бог. Чтобы каждый человек мог разделить это бессмертие, которое было бы невозможным без Воскресенья. В соответствии с православной традицией, Воскресенье является главным обещанием и надеждой, данной человечеству Богом в его Новом Завещании.

Каждый праздник в православном литургийном году прямо или опосредствовано связано с Воскресеньем. Каждое воскресенье года посвящено празднованию Воскресенья, а в более широком понимании — каждая литургия. В литургийном праздновании Страстей христовых в течение Страстной Недели есть много упоминаний этой последней победы.


Святая Передаваемость, Святое Письмо и патристическое наследство


Православная Церковь определяет себя как историческое и органическое продолжение первичной Церкви, основанной Иисусом Христом и его апостолами[. Вера, которой Иисус Христов научил апостолов, которая была оживлена Святым Духом в день Пятидесятницы, и которая прошла к следующим поколениям невредимой, зовется Святой Передаваемостью. Первостепенным и самым авторитетным свидетельством Святой Передаваемости является Библия (Святое Письмо) — тексты, которые были написаны

или утвержденными апостолами за вдохновением от Святого Духа для передачи истины и ранней истории Церкви. Библия считается центром жизни Церкви.

Библия всегда толкуется в соответствии со Святой Передаваемостью, которая ее и породила, и канонизировала. Православие считает, что доктрина единственного письма (sola scriptura, когда Святое Письмо изучается «само по себе») выносит Библию за пределы мира, где она сформировалась. Вследствие этого православные считают, что понять Библию верно можно лишь в пределах Православной Церкви.

Другие свидетельства Святой Передаваемости включают церковную литургию, иконографию, постановления Вселенских соборов и писания Отцов Церкви. Через изучение наследства Отцов можно глубже войти в жизнь Церкви и полнее ее понять. Отдельные Отцы не являются непомильними, но их общие мысли, их общая согласованность (consensus patrum) дают возможность понимания Библии и христианской доктрины.


Божья Мать и святые


Православная Церковь верит, что смерть и разделение тела и души является неестественной, результатом человеческого падения. Поэтому сообщество Церкви включает не только живых, но и умерших. Все члены Церкви, которые находятся на небесах, считаются святыми, независимо от того или известны их имена, или нет. Часть святых, через которых Бог представил яркие примеры для подражания их жизни или их учения, отмечаются особенно. Когда святой удостоверяется и полностью признается значительной частью Церкви в процедуре официального признания (канонизации), устанавливается свято на его честь. Канонизация не «делает» человека святым, она лишь отмечает ее святость и объявляет об этом остальной Церкви. Определяется день для празднования памяти святого, складываются піснеспіви на его честь, пишутся иконы. Память многих святых празднуется в каждый день года. Им отдается почет (большое уважение и любовь), но не поклонение, потому что поклоняться можно лишь Богу. Православные верят, что через любовь к святым и молитвенную просьбу к ним, святые могут помогать людям на пути к их спасению.

Первой среди святых является Дева Мария, Божья Мать. Она была избрана Богом и добровольно пригодилась быть матерью Иисуса Христа, богочеловека. Православные верят, что Христос Немовля с момента зачатия был на 100% Богом и на 100% человеком. Дева Мария зовется Божьей Матерью также ради утверждения божественности того, кому она дала жизнь. Также Православная Церковь верит, что ее нетронутая не пострадала от рождения воплощения Бога, она не испытала вреда, не чувствовала боли и навсегда осталась нетронутой. Через ее уникальное место в истории спасения, она имеет большую честь при всех других святых, и особенно уважается за тот большой труд, который Бог осуществил через нее.

Через святость жизни святых, их тела и связанные с ними вещи признаются Церковью тоже святыми. Много чудес, в частности исцелений от болезней и ранений, что осуществлялось в течение истории, были связаны с мощами святых. Почитание мощей и чудеса от них длятся с Библейских времен.


Эсхатология


Православные верят, что когда человек умирает, то ее душа временно отделяется от тела. Хотя она может задержаться на короткое время на Земле, потом она обязательно направляется на небеса или в ад, в соответствии с личным судом (Православие не признает Чистилища). Опыт души в обоих случаях будет лишь «предчувствием», ощущениями лишь души, которые будут длиться в Последний Суд, когда душа и тело будут объединены. Православные верят, что состояние души после смерти может быть изменено любовью и молитвами на лучшее, но только в Последний Суд. По этой причине Церковь предлагает особенные молитвы за мертвых (панихиды) на третий день, девятый день, сороковой день и на год после смерти православного. Также есть несколько дней в году, которые посвящены общему поминовению умерших. Эти дни преимущественно приходятся на субботу, потому что именно в субботу Христос был положен в Гроб.

Православные в своей эсхатологии верят, что «тысяча лет» о которых говорится в библейском пророчестве, относятся до настоящего времени (от Распятия Христа ко Второму Пришествию). Церковь учит, что никто не может знать часа или дня Второго Пришествия Христа, постоянное ожидание Христа должно быть составляющей духовного состояния каждого. Также Апокалипсис (Откровение, Объявление) — это единственная книга Нового Завещания, которое никогда не читается в церкви (хотя и вспоминается в проповедях). Учение о Последних Временах имеет значительное влияние на православное искусство и архитектуру. Традиционно, фреска Последнего Суда пишется на западной стене православной церкви, чтобы напомнить верующим, когда они оставляют службу, что они будут судиться за их действия в этой временной жизни. Православные верят, что после Последнего Суда:

* все души будут объединены с их воскресшими телами;

* все души все узнают о своем настоящем духовном состоянии;

* избраны (святые) будут бесповоротно расти в более глубокой и более полной любви к Богу, который равняется вечному счастью (блаженству);

* осужденные (грешники) попадут в ад, который является метафорой наказания, не столько созданного Богом, как самой неспособностью души принять безграничную Божью любовь, которая дается свободно и полно для каждого («двери ада замкнуты изнутри»).