Православные искусство и архитектура

  • автор:

Церковное здание


Церковное здание (храм) имеет много символических значений. Самая давняя и самая распространенная концепция — это понимание Церкви как Ковчега, в котором мир спасается от потока искушений. Невзирая на это, большинство православных церквей прямоугольно за формой. Другой популярный вид, особенно для церквей с большими хорами — крестообразная форма. Архитектурные образцы могут варьироваться в форме и за сложностью, иногда они включают часовни, расположенные вокруг главной церкви, или тройные алтари (Литургия может служитися лишь один раз на день на одном алтаре), но в целом, символическое значение церкви остается тем же.

Первобытный уклад каждой православной церкви основывается на Соломоновом Храме, который имел Святую Святых, отделенную колоннадой или перегородкой.

Церковное сооружение поделятся на три основных части: притвор (вестибуль), нав (или собственно церковь) и святилище (алтарь, святое место, святая святых). Притвор — это место, где начинающие и неправославные посетители могли что-то спрашивать и оставаться в течение службы. Притвор обычно отделен от основной части как отдельная комната. С обеих сторон на входе из притвора в нав стоят підсвічники, которые символизируют огненные столбы, яки двигались поперед еврейским народом во время их выхода из Египта. Собственно церковь (нав) — это место, где основная часть собрания стоит в течение службы. По традиции, мужчины стоят справа, а женщины слева. Места для сидения могут быть с обеих сторон (греческая традиция), под стенами (украинская традиция) или вообще отсутствующие (древнерусская и русская традиции). Потолок обычно сводчатый (куполообразная) и имеет икону Христа как Вседержителя Вселенной (Пантократора). С востока нав завершается перегородкой или стеной с иконами (иконостасом), которая отделяет его от святилища. В центре этой стены находятся Царские Врата, сквозь которых могут проходить лишь священнослужители. В греческой традиции это «Прекрасные Врата», а «Царскими Вратами» зовется проход из притвора в нав. Также в иконостасе находятся входные двери с обеих сторон, обычно с иконами Архангелов на них. В центре святилища находится алтарь. Православные священники, когда стоят перед алтарем, обратные спиной к собравшимся (лицом на восток). Святилище содержит все необходимые орудия для осуществления разных служб и Таинств.


Иконы

 

Термин «икона» происходит из греческого слова eikona, что означает «образ». Православные верят, что первые иконы Христа и Девы Марии нарисовал Евангелист Лука. Иконы преисполненные символики, которая передает информацию об изображенном лице или событии. Часто говорится и о «богослов ‘я иконы», поскольку иконы, как части Священной Передаваемости, должны нести определено теологическое содержание, иллюстрировать православное вероучение. По этой причине, иконы создаются по специальным правилам (канонами), следуют строгим определением относительно того, как должна изображаться но другое лицо ли. Имеет значение прическа и размер волос, позиция тела, складки одежды и фоновые детали. Все отображается «с точки зрения вечности», изображается лишь духовная и вечная природа лиц и событий. Святые изображаются в Царстве Небесном, которое имеет другие часо-просторові отношения (обратная перспектива), из уже преображенною плотью (а не обычным человеческим телом). Икона обычно пишется на золоте, светло от которого должен пронизывать все изображение, поскольку Царство Небесное преисполнено Божественного света.

Иконопись, в целом, не подходит для самовыражения художника, но в то же время каждый иконописец вносит кое-что свое в созданные им иконы. Это предопределено и тем, что иконы нельзя копировать, списки икон не являются точными копиями прототипов, у них обязательно должна быть присутствующая оригинальность (но в пределах правил). Считается, что не должно быть двух одинаковых икон. Иконы давних святых и праздников пишутся за традиционными церковными образцами, если же канонизируется новый святой, то создается и полностью новая икона, посвященная ему. Иконы, написанные по строгим правилам с подражанием давним образцам, с сохранением символики называются каноническими иконами.

Из 17 века на православную икону начинает сильно влиять западноевропейская религиозная живопись. Особенно сильные влияния испытала русская и украинская иконопись, как со стороны католического, так и со стороны протестантского искусства. Греческая иконопись также испытала влияния западного романтичного искусства. В этот период практически исчезает разница между православной иконой и западной религиозной живописью. Подобные иконы называются живописными или академическими иконами, они нередко критикуются православными богословами и иконописцами. Эти иконы частично или полностью теряют древнее символическое содержание, которое отображало богословские постулаты и церковное учение. В последнее время в Православной Церкви происходит возвращение к традициям канонической иконописи.

Религиозная скульптура и статуи как вид церковного искусства в Православии не существуют. Это частично предопределено полным отбрасыванием языческой традиции поклонения идолам, а частично тем, что иконы должны отображать духовную природу человека, ее будущее состояние в Царстве Небесном, а не тленное земное тело. Правда, в Византийский период были популярные рельефы, с тех пор также происходит традиция окутывать написанные иконы серебряной или золотой «ризой», ради сохранения образа. Ризы обычно оставляют лишь изображение лица и рук святых, укрывая всю другую поверхность иконы.

Иконы не определяются Православием как идолы или объекты поклонения. Принципы их использования были четко определены на Седьмом Вселенском Соборе. Оправдание их употребления обосновывается так: пока Господь Иисус Христос не принял человеческое тело, никакого материального отображения Бога не могло быть, поскольку Он был непознаваем. Когда Христос стал человеком, его уже можно было изображать. И поскольку Он был Богом, полностью оправданно создавать образ Божьего Воплощения. Однако почитание икон является не почитанием дерева или краски. Это почитание того, что изображено. Ведь, если мы целуем фотографию близкого нам человека, — это проявление нашей любви и почета к ней,

а не к бумаге. Известное высказывание св. Василія Большого свидетельствует, что прославление и почитание иконы (обиду) всегда переходит на ее першообраз.

Иконы располагаются внутри церквей и иногда полностью укрывают интерьер. Дома православные обычно имеют место, где располагаются иконы для семейных молитв.

Иконы часто просвещаются свечой или лампадой. Предоставляется преимущество пчелиному воску для свеч и растительного масла для лампад, поскольку это природные материалы, которые ясно горят. Кроме практической цели осветить иконы в обычно темной церкви, свечи и лампады символизируют Свет для Мира, которым является Христос.

Существует много историй о чудотворных иконах, как передвигались, говорили, плакали, стекали кровью или миром. Считается, что подобное случается для укрепления веры людей и для предупреждения о каких-то событиях. Некоторые чудотворные иконы, чья слава держится долгое время, является объектами паломничества, как и места, где они хранятся. Как свидетельствовали православные богословы и святые, чудотворство иконы заключается не в материале, из которого она изготовлена, а в славе святого, который на ней изображен. Икона является окном, по словам св. Павла Флоренського, и соединенная со славой того, кого она представляет. Этим объясняется частое стекание икон миром, которое считается физическим проявлением несозданного Святого Духа.


Иконостас


Иконостас — это стена из икон и религиозных картин, что отделяет нав (главную часть храма) от святая святых. Иконостасом также называют передвижной набор икон (в виде стойки или полок), который может быть поставлен в церкви, или дома для семейных молитв. Современный иконостас происходит из византийской храмной перегородки 11 века. Развитие иконостаса благодарит ісихазму 14 века и талантливым мастерам по дереву Русской Православной Церкви. Первый высокий пятиуровневый иконостас был создан Андреем Рублевым во Владимирском кафедральном соборе в 1408 году.


Крест


В Православной Церкви очень часто случаются изображения креста. Они обычно детализированы и украшены орнаментом.

Самый характерный для Православия восьмипосторонний крест имеет три перепонки, вместо одной, как обычно в изображениях креста другими христианскими конфессиями. Небольшая верхняя перепонка символизирует табличку, прибитую Понтием Пилатом над головой Иисуса. Она обычно подписывается акронімом «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». Надпись часто заменяется или дополняется фразой «Царь Славы», которая отвечает на осмеивание Пилатом утверждения Христа «Мое Царство не от этого мира».

В этом кресте есть также нижняя косая перепонка. Она изображается по нескольким причинам. По свидетельствам на кресте была небольшая деревянная платформа, которая поддерживала ноги. В случае Иисуса его ноги были прибиты гвоздями друг около друга к этой дощечке, чтобы продолжить страдание на кресте. Свидетельства об этом находятся в двух источниках Святой Передаваемости : в Библии (когда говорится, что ради ускорения смерти осужденным перебивали колени, чтобы они больше не могли поддерживать свой вес) и в иконографии (все ранние изображения распятия отображают эту деталь, лишь значительно позже появляются изображения, где обе ноги прибиты одним гвоздем). Также некоторые эксперты отмечают, что прибитые руки тела, распятого таким образом, как это обычно изображается, не смогут выдержать его вес и просто разорвутся, потому подставка для ног является необходимой. Нижняя перепонка является косой из двух мотивов:, чтобы отобразить реальные муки, которых Христос испытал на кресте (отбрасывание докетизму) и, чтобы отметить, что преступник справа от Христа избрал истинный путь в Царство Небесное, а преступник слева — нет.

Среди других крестов, которые используются в Православной Церкви есть разные варианты обычного креста с одной перепонкой, : иерусалимский крест, кельтский крест, крест «Виноградная лоза», древнерусский крест, казацкий крест, и тому подобное.