Римско-католическая Церковь в России

  • автор:

Католическая церковь в России насчитывает свыше 700 тысяч верных и представленная четырьмя епархиями римо-католической церкви с центрами в Москве, Новосибирске, Саратове и Иркутске, а также русской греко-католической церковью.


Княжеские сутки и московское царство


Истоки католицизма в России достигают времен Киевской Руси. И к и после принятие христианства Владимиром Святославичем Русь поддерживала контакты с представителями не только Восточной, но и Западной Церквей. Вероятно, первым западным епископом, которые побывали на Руси, был Адальберт Магдебурзький, который был послан в Киев в 961 году по просьбе княгини Ольги, а 1007 году князь Владимир 1007 тепло принимал немецкого миссионера св. Бруно Кверфуртського. Значительное распространение на Руси получил культ св. Климента, мощи которого найдены в Херсонесе братьями Кириллом и Мефодием, этот культ противостоял курсу на разделение церквей, ключевым событием которого стал большой раскол 1054 года.

Разный подход к Римо-католической церкви князей южных и северных русских земель впервые ярко проявился в середине XIII века, когда русские земли очутились под угрозой татаро-монголського нашествие. В середине 1240-х годов Папа Иннокентий IV интенсифицировал попытки наладить дипломатический контакт с русскими князьями, рассматривая их как возможных союзников в борьбе с татарами. Однако, если с Данило Галицкий в 1254 году принял из рук папы Иннокентия королевскую корону в обмен на обещанную военную помощь в борьбе с татарами, то Александр Нева отказался идти на союз с Римом, отдав преимущество порабощению Руси татарами. Сегодня многими россиянами этот поступок рассматривается как «защита от аргесии Запада».

После ликвидации татаро-монгольского ига римо-католицька церковь неоднократно пыталась преодолеть церковную схизму, однако среди московских князей эти попытки не имели успеха. В частности митрополит Киевский и всей Руси Исидор, подписавший Флорентийскую унию 1439 года в Москве был осужден на соборе русского духовенства и заключен. В дальнейшем враждебное отношение к католицизму в Московском царстве усиливалось в результате войн с католическими Лівонським орденом и Вещью Посполитой. Еще больше усилился неприязненное отношение к католицизму после вмешательства польских магнатов в период Смуты в начале XVI века и царствование Владислава IV на Московском престоле.


Русская империя


Изменение политики России по отношению католической церкви состоялось во времена Петра I, который вел прозападное направление политики страны, и пригласил к стране большое количество иностранцев. В результате в ряде русских городов впервые появились католические церкви и монастыри, в частности в Москве, Санкт-Петербурге и Астрахани.

В царствование Екатерины II, в результате разделений Вещи Посполитой в состав Русской империи вошли территории со значительным католическим населением. Отношение к католикам латинского обряда на территории Царства Польского было в целом терпимым, однако католики византийского обряда поддавались репрессиям с целью заставить их перейти в православие. В 1773 в для католиков латинского обряда была создана Могилевська епархия, в 1782 году преобразованная в архиєпархии.

Доброжелательно к католичеству относились русские императоры Павел I и Александр I. Павел дал в Петербурге убежище изгнанным из острова Мальты рыцарям католического Мальтийского ордена и сам согласился на избрание себя протектором Ордена. Он же учредил в России отдельную Могилевську митрополию.

В XIX веке с подавлением антироссийских восстаний многие поляки, литовцы и белорусы были высланы в Сибирь и другие отдаленные регионы империи. Образованных католических диаспор в русских городах получало право на возведение католических храмов. Именно во второй половине XIX века были построены большинство католических церквей на территории России. Из-за того, что ядром католических общин были, как правило, польские ссыльные, эти храмы часто называли «польскими костелами».

Невзирая на запрещение переходить в католичество для россиян, в XIX веке в Католическую церковь перешла большая группа русской дворянской интеллигенции, наиболее известные декабрист М. С. Лунин, князе І. С. Гагарин, В. С. Печерин, Д. Д. Голіцин, З. А. Волконська, Н. А. Толстой, І. М. Мартинов и другие.


XX век


В 1905 в Николай II выдал Манифест об укреплении начал веротерпимости, что вызывало новую волну переходов в католицизм. Католиками стали князь Белосельской, целая плеяда православных священников. По официальной статистике в период с 1905 по 1909 233 тысячи человек перешли из православия в католичество, в основной массе они стали греко-католиками. в 1911 году в Москве было закончено строительство Собора непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, что стал наибольшим католическим собором страны. После Лютневой революции был созданный экзархат русских католиков византийского обряда.

Приход к власти коммунистов в результате Октябрьского переворота 1917 года открыл трагическую страницу истории католической церкви в России. Согласно декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (1918) все религиозные организации, в том числе и католические парафии, избавлялись имущественных прав, церковная собственность объявлялась «народным приобретением». Католические священнослужители испытывали преследования, в частности 21-26 марта 1923 года в Москве проходил процесс над 15 священнослужителями во главе с епископом Яном Цепляком, которые были осуждены к расстрелу (позже однако приговор был заменен заключением).

До 1935 года на территории СССР насчитывалось не больше 16 католических священников, до конца тридцатых годов на территории РСФСР оставались только два действующих католических храма — св. Людовик в Москве и Лурдської Богоматери в Ленинграде, другие церкви были закрыты. Они получили статус «церквей при французских посольствах», и их деятельность как «церквей для иностранных дипработников» тщательным образом контролировалась властью.

Преследование католиков распространялось и на другие республики, которые входили в состав СССР. В частности в 1946 году был инсценирован так называемый Львовский собор, который запретил деятельность Украинской греко-католической церкви, также были уничтожены и структуры Белорусской греко-католической церковь.

Гонения на католическую церковь были прекращены лишь после прихода к власти Михаила Горбачева. В ходе его визита в Ватикан 1 декабря 1989 была достигнутая договоренность об установлении дипломатических отношений между Святым Престолом и СССР. Дипломатические отношения на уровне постоянных представительств между Святым Престолом и Россией

были установлены в январе 1992 года, в декабре 2009 года повышено до уровня посольств.


Современность


По данным на 2005 год на территории России функционирует 426 парафий, четверть из них не имеет храмных зданий. Организационно парафии объединены в четыре епархии, вместе составляющие митрополию:

* Архиепархия Божьей Матери в Москве

* Преображенська епархия в Новосибирске

* Епархия святого Иосифа в Иркутске

* Епархия святого Климента в Саратове

Католическая церковь в России остается объектом неприязни со стороны Русской православной церкви. РПЦ считает преградой для диалога прозелітизм католиков на своей так называемой «канонической территории», а также «экспансию греко-католиков», причем не только в России, но также в Украине и Казахстане. Сложные отношения римо-католической и русской православной церквей остаются причиной того, что Папа Римский ни разу не посещал Москву