Шииты — сторонники, группа, партия, секта, раскольники) — общий срок, который означает последователей ряда течений ислама, — имамити (шиити-двонадесятники), зейдити, алавити, друзы, исмаилити и др. В узком смысле понятия, как правило означает имамитив (шиитив-двонадесятникив), второго за числом сторонников (после сунитов) напрямую в исламе, которые признают единственно законными преемниками пророка Мухаммеда только Али ибн Аби Талиба и его потомков по главной линии.
История
Вскоре после смерти Мухаммеда (632) часть его сподвижников выступила за сохранение верховной власти в «семь ‘и Пророка», считая незаконной присягу Абу-Бекру. В начале второй половины VII века они совершили раскол («шиа»), образовав отдельную группу, религиозно-политическая группировка («шиа») сторонников передачи верховной власти Али ибн Абу Талибу, как ближайшему родственнику (двоюродному брату и зятю) и духовному преемнику пророка. Эта
группировка стала ядром движения шиитов, которое разделило потом мусульманскую общину на сунитив и шиитов.
После убийства Али в 661 году его сторонники повели борьбу за возвращение верховной власти в «семь ‘ю Пророка», имея в виду исключительный род Али. Большинство шиитов обосновывали эти требования родством Али с Пророком, его личными качествами и заслугами перед исламом. Часть шиитов проповедовала, что Мухаммед назначил Али своим духовным преемником, и что сам Али наделен божественной благодатью.
В формировании шиизма сыграл роль и национальный фактор. Среди сторонников шиизма непропорционально много представителей неарабомовних народов (ираномовни, урдумовни, берберомовни), а также народов, которые входили в сферу влияния средневековой Персии.
Для шиитов роль имама значительно более высока, чем для сунитов.
Они воспринимают имама, что подтвердил свое звание формальным или (редко) неформальным путем, как толкователя прямой воли Всемогущего. Также шиитам свойственно почитать своих ученых, которые считаются после сокрытия последнего дванадцятиго имама его заместителями. Этим объясняется скажем, увлекающееся почитание аятоли Хомейни в Иране шиизма.
Суннизм в большинстве мусульманских стран стал официальной религией. Шииты — меньшинство, часто гонимое. Они складывают приблизительно 15 процентов общего числа мусульман. В истории шииты часто поддавались гонениям, потому для них характерный культ мучеников.
Политически шиити-имамити почувствовали себя силой лишь после того, как в 1979 году их единоверцы в Иране свалили шаха и руководителем страны стал аятолла Хомейни. исмаилити почувствовали себя силой, когда Ага-Хан стал председателем Лиги наций. исмаилити, шииты, алавити, друзы, бахаити создавали свои государства на протяжении всей истории ислама.
В настоящее время последователи разных общин шиитов существуют практически во всех мусульманских странах. Вероучения шиитов придерживаются подавляющее большинство населения Ирана и Азербайджана, больше половины населения Ирака, значительной части населения Ливана, Ємену, Бахрейну. К исмаилитськои ветке шиизма принадлежат большинство жителей Горно-бадахшанской области Таджикистана. В настоящее время интерес к шиитам резко вырос (имеются в виду на арабы-шииты). Дело в том, что территория расселения арабов-шиитов — это 70% мировых запасов нефти. Речь идет о северо-восточной части Саудовской Аравии, южном Ираке и Иранской провинции Хузистан (юго-западный Иран).