Синтоизм

  • автор:

Синтоизм — древняя политеистическая религия жителей Японского архипелага. В ее основе лежат анимисты, фетишстични, тотемистические верования, которые сложились в среде разных етничнографичних групп Японии. Она оформилась в религиозную систему под воздействием материковой религиозно-философской мысли (буддизма , даосизма и конфуцианства ) и усилий японских политических кругов.

В отличие от мировых религий, Синто не имеет устоявшегося «священного письма». Зато существует целый ряд кодифицируемых книг, так называемые «Божественные правила», в которое входят «Кодзики», «Нихон сьоки», «Кого дзюи» и другие, которые содержат основные положения, описание церемоний и тексты молитв этой религии.

Объектом поклонения в Синто являются боги-духи ками, что заселяют всю вселенную. Они условно разделяются на небесных и земных. Важной составляющей религии является чествование умерших родственников и проведение праздников (мацури). Главным принципом, которым руководствуются верующие, является жить «чисто, радостно, правильно и откровенно».

Синто не имеет моралистических концепций подобно другим философско-религиозным системам. Это гедонистическая религия, которая рассматривает человеческую природу как априорно добру. Главным кредом этого учения есть жить сейчас, а не готовить себя к загробной жизни.


Ранняя история


Вокруг происхождения Синто бурлят научные дебаты и политические страсти. Большинство японских ученых, которые защищают самобытность своей нации и религии, утверждают что начала Синто уже можно найти в неолитному периоде Дзьомон. Им возражают в первую очередь религиоведы Запада из США, которые настаивают на том, что Синто сложилось в период Яйои с появлением на Японских островах рисоводства и большого количества северо-азиатских мигрантов. Ряд научных работников вообще считает, что Синто не существовала как религиозная система принайми до 18-19 века, а потому стоит говорить не о началах Синто, а о существовании в доисторические времена набора верований с элементами чествования богов-духов ками.

На рассвете истории жительнице разных регионов Японии кланялись разнообразным божествам. С появлением и доминированием государства Ямато в 3-5 веках, из большого количества божеств возвышаются боги-ками императорского семейства. Для упорядочивания мифов и переводов, а также для создания иерархии японскьких богов и доведения высочества богов пантеона Ямато, в 8 веке были созданные книги «Кодзики» и «Нихон Сьоки».

Ранние обряды проводились перед лесами, горами или скалами. Боги-ками не были еще антропоморфными. Храмов или святилищ не существовало. Ситуация изменилась с приходом на Японские осторви буддизма. Божества приобрели человеческие черты, а их самих начали чествовать в небольших зданиях, которые стали впоследствии святилищами-дзиндзя. Первые из них были возведены в Идзумо (659) и Исе (690).


Синто и Буддизм


С появлением в 6 веке на Японских островах иероглифической письменности, буддизма а также других религиозно-философских концепций из Китая, начался длительный процесс переваривания импортированных идей и структуризация японских традиционных верований. Первая хроника 8 века отобразила систему японской мифологии, в которую были заложенные понятия иерархии богив-ками Японского архипелага и идея божественности импреаторського рода страны.

Быстрое распространение буддизма способствовало смешиванию его философских положений с практикой японского Синто. Образовалась так называемая синкретическая система синбуцу сюго. В этой системе японские древние боги-ками, не теряя свою божественную природу, становились бодхисаттвами или буддами и защитниками буддистского Закона. Так в частности, богиня солнца Аматерасу-Омиками, к роду которой принадлежали японские императоры, провозглашалась бодхисаттвой Дайнити-Ньорай (Большой будда солнца), центральной манифестацией Будды.

Мирное сосуществование Синто и буддизму длилось к середине периода Едо. В 18 веке японские ученые государственнического философского течения «кокугаку» начали заниматься поисками «японськости» Синто, отбрасывая культурные наслоения поредних эпох. В частности Мотоори Норинага (1730-1801) пытался воссоздать первобытный образ японской религии, «отчищая» ее от иностранных концепций и постулатов. Эта общая тенденция японской интеллектуальной элиты к разделению Синто и буддизму приобрела воплощение после реставрации Мейдзи (1868).


Синто как государственная религия


С наступлением периода Мейдзи, Синто было отделено от буддизма и провозглашено государственной религией. Император становился главным первосвященником, вокруг которого гуртувалися верные — вся японская нация. Синтоистськи святилища были возведены в новоосвоєних землях Хоккайдо и завоеванных территориях Тайваня и Кореи.

С 1871 года японское правительство разделило все дзиндзя страны на 12 степеней, которые начиналась святилищем императорского рода в исе и заканчивались малыми «часовенками» в городах и селах. Государство организовало в учебных заведениях курсы из основ Синто. Священники были приравнены к государственным служащим. Впервые были сформулированы синтоистськи догматы. Реформирование Синто способствовало росту японского национализма, который соединил западную идеологию построения нации с восточным мистицизмом.

В 1945 году, с поражением Японии во второй мировой войне и провозглашением принципа разграничения светской и духовной власти, Синто как государственная религия перестала существовать.


Послевоенное Синто


Хотя после войны Синто перестало быть основной религией государства, а ее председатель, император Хирохито провозгласил, что он не является «богом», большинство японцев остались отданными этому вероучению. Много синтоистив вернулись к исконному синкретизму с буддизмом. Опросы, которые были проведены в 1970-х годах,

засвидетельствовали, что две трети японцев являются в то же время и буддистами, и синтоистами.

Современные святилища-дзиндзя пытаются помогать простым людям, обещая им «налаживание связей» с местными богами-ками и пращурами. Большинство жителей Японии посещают святилища на Новый год и праздники мацури. Синто продолжает играть важную роль в жизни японцев.


Типологизация Синто


Исследователи разделяют Синто на несколько типов для облегченного понимания этой религиозно-философской системы.

    * Синто святилищ — найстариший и найбильш поширений тип синтоизму у стародавний и сучасний Японии, який акцентує увагу на вшановуванни богив-ками конкретних мисцевостей у конкрентних мисцях для поклониння #00.

    * Синто сектантське — ризновид синтоизму, який об’єднує близько тринадцяти религийних громад, що утворилися у 19 столитти. Ритуали цих громад проводяться не у традицийних святилищах, а залах, на зразок протестантських церков. Синто даного типу включає секти поклонникив гир, секти зцилювачив, конфуцианськи секти та секти «Ридного синто» або «Видродження вири». Також, до цього типу синтоизму часто

видносять таки вировчення як Конко-Кьо, Тенри-Кьо та Куродзуми-Кьо, хоча их представники дистанциюють себе вид Синто.

    * Синто народное — тип синтоизму, который состоит из численных, но фрагментарных и не систематизированных верований в богив-ками, духов, привидений и чудовищ. Религиозная практика сводится к гаданию, зцилювань, шаманских обрядов. Большинство из них — это, преимущественно, заимствование из китайского даосизма и буддизма, однако есть сугубо японские традиционные техники.

    * Синто государственное — одна из форм синтоизму, который выполнял функции государственной религии. Господствовала от реставрации Мейдзи (1868) до конца второй мировой войны. Характериними чертами этого Синто являются обособленность от других религиозных систем (буддизма или конфуцианства) и верховенство императора Японии, «живого бога» и первосвященника, над верными.