Религиозная жизнь Украины, как правило, связывается с православием и католицизмом. Но заметную роль в нем / а ныне — растущую / играет протестантизм и в частности евангельское движение. За 140 лет своего существования в Украине евангельское движение занял надлежащее место в духовной жизни украинского народа. Однако история его возникновения и становления в Украине объективно и системно не исследована. Историография отечественного евангельского движения насчитывает несколько тысяч наименований. Но эти работы, в которых в основном отражено официальное отношение русского и советского государства в евангельских верующих, были в значительной мере идеологизированы. Это приводило к явной фальсификации истории этого религиозного течения. Даже сегодня подобная идеологическая ориентация со всеми ее последствиями очевидна для некоторых трудов, посвященных истории этого религиозного течения. Именно поэтому история евангельского движения в Украине еще требует своего объективного, не заангажированного идеологическими и конфессиональными предубеждениями анализа и освещения. С другой стороны, проведенные в последнее время значительные эмпирические исследования позволили накопить большое количество новых данных по истории евангельского движения, которые также требуют своего теоретического осмысления. Следует отметить, что только сейчас, после провозглашения Украиной курса на строительство гражданского общества, появилась реальная возможность взвешенно подойти к анализу истории отечественного евангельского движения, не будучи ограниченными государственной или какой-то конфессиональной идеологией.
Протестантизм в Украине, в частности евангельское движение, в отдельных религиоведческих работах, а затем в повседневной религиозном сознании часто освещался и воспринимался как нечто чужеродное, привнесенное извне. Это связано с тем, что на протяжении всей истории евангельского движения в Украине его возникновения и становления именно целенаправленно оценивалось многими тенденциозно ориентированными авторами, а о самих евангельских верующих целенаправленно формировалась негативное мнение, как о фанатиков, отчужденных от реальной жизни лиц, не имеют никакой связи с украинским обществом. В то же время исследования развития религиозной мысли в Украине убедительно свидетельствует о национальных истоках украинского протестантизма, его самобытный характер.
Начиная с прошлого столетия, по характеристике православных миссионеров, которые выполняли очевидные задачи господствующей государственной церкви, все представители протестантизма были зачислены в «сектантства». Этот термин был подхвачен советскими антирелигиозными деятелями. Вследствие этого евангельское движение до сих пор воспринимается как «сектантство» с ярко выраженным негативным содержанием. Специфический научный термин «сектанты», который употребляется для обозначения одного из уровней религиозной институализации, приобрел негативную окраску. Им иногда еще пользуются для характеристики всего современного евангельского движения, хотя он возможен для характеристики лишь некоторых его групп определенного этапа его развития.
Основные составные части современного евангельского движения в Украине — баптизм и пятидесятничество — имеют все признаки церкви: четкое вероучения, структура подчиненности, система подготовки служителей, корпус профессиональных миссионеров, пасторов и других работников. По сути, баптизм сейчас занимает официальное четвертое / а реально возможно и третье / место среди религиозных групп в Украине. Таким образом, эта религиозная течение является церковью, то есть такой же институционализацийною структурой, как православие или греко-католицизм. Баптизм, с точки зрения внутренней его организации, осознает себя как группу поместных церквей, которые олицетворяют себя как часть Вселенской Церкви Иисуса Христа. Поэтому, претендуя на научную объективность и толерантность, следует избавиться оценочной терминологии, одним из проявлений которой является термин «секта», с присущим ему негативным оценочным компонентом. Использование этого срока возможно лишь в случаях, когда описывается начальная историческая фаза существования евангельского движения, скажем, времени царского режима.