Старообрядчество

  • автор:

Старообрядцы, староверы, раскольники — религиозно-общественное движение, которое возникло в середине 17 в. в России как реакция против церковных реформ патриарха Нікона (никонианства). Понятие «старообрядка» появляется после раскола Русской православной церкви в середине XVII века. Стоит отметить, что на Поместном Соборе РПЦ в 1971 году РПЦ признала, что все старые обряды есть рівночинними к новым, то есть их могут практиковать и не-старообрядцы.


История


Старообрядцы выступили против официальной Православной Церкви, в которой Московский патриарх Никон (1652-1667) начал реформу богослужбових книг, которая заключалась в исправлении славянских текстов в соответствии с книгами, которые печатались в католической Венеции (в этом помогали украинские ученые Епифаний Славинецький, Арсений Сатановський, Теодосій Сафонович и др.). Основной причиной протеста стала нелепость изменений или внесения двойного содержания. Эта реформа и некоторые обрядовые изменения подверглись острому сопротивлению части духовенства и верных, которые выступали на оборону старых книг, против официального православія, что его поддерживало правительство. Рух старообрядцев, идеологами которого были протопопи Аввакум Петрович, Иван Неронов и др., набрал массового характера после православного собора 1666-1667 гг., на котором всех, кто придерживался старых обрядов(то есть вместе с давно ушедшими святыми!) подданный анафеме, а церковь и правительство начали их преследовать. Тогда старообрядцы участвовали в политических и общественных движениях против режима (в крестьянской войне под руководством Степана Разіна (1670-1671), в обороне Соловецкого монастыря (1668-1676) и Московском (1682) восстании и тому подобное). Убегая от репрессий, старообрядцы поселялись на слабозаселених окраинах и местностях России : Севере, Урале, Дону, Заволжі, а также вне ее границ — на Гетьманщине, Беларуси (ветка на Гомельщині), Правобережной Украине, Молдавии, в Османской империи и тому подобное. В результате внутренних конфликтов старообрядке поделились на больше умеренных — попевцев (они имели священників, а из 19 ст. — епископов, признавали таинства) и более радикальных — беспопевцев (у них богослуження и треби выполняли светские), которые дальше были делящимися на многочисленные группы (некоторые из них можно зачесть к сектантам). Постепенно репрессии против старообрядцев уменьшились (при Екатерине II и позже), а то и прекратились, а закон 1883 года и в частности толерантный эдикт 17 апреля 1905 года принес им полную вероисповедную свободу. С начала 19 ст. часть старообрядцев приблизилась к официальной Православной Церкви, образовав Єдиновірську церковь, которая хранила давние книги и обряды, но признала пренебрежительность Синода. С середины 19 ст. попівці имели епископов с митрополитом во главе. в 1914 году старообрядцы насчитывали около 2 млн. При советской власти старообрядке испытали преследования, что их, однако, выдержали; теперь они оформлены как Старообрядка Білокриницька архиепископия Московщины и всей Руси, которая представляет попівців, и Высший Совет Старообрядки в Литве; приблизительное число старообрядцев в настоящее время 1 млн.


Заселение в Украине


Убегая от русских преследований, старообрядцы поселялись в 1660-х pp. на Левобережной Украине и создали, начиная со времен гетмана Д. Многогрішного и впоследствии, ряд так называемых розкольничих слобід на территории Стародубского и Черниговского полков. Колонизация распространилась за И. Мазепы и И. Скоропадского. Поселяется этих слобід происходило по большей части с разрешения местных властителей (как старшины, так и монастырей, в частности Киево-печерской Лавры), которые надеялись по окончании срока льгот (рядовой 8 pоків) превратить старообрядцев на своих подданных. Но экономическая сила слобід и интересы русской централістичної политики по 1709 году помогли им избежать залежности от местных властителей и украинской власти. Указ Петра в І 1716 году легализовал положение старообрядцев на Гетьманщине и утвердил их права и владения. За переписью 1715-1718 лет, у 17 слободах северной Гетьманщины было 377 дворов «грунтовых раскольників» (тех, которые имели земли), 159 «бобильських» хат и 50 «пустых». Население слобід широко развернуло торгово-промышленную деятельность. Обогащение слобід и независимость их от местных властителей и гетманской власти вызывало репрессии сбоку последней. Гетман И. Скоропадський в 1716 и 1719 годах запретил старообрядцам торговать на Гетьманщине, но это запрещение осталось на бумаге; также напрасные были его просьба выселить староверов из Украины, и ячейкой старообрядцев на Гетьманщине осталась слобода Клинья, которая во второй половине 18 в. стала и культурным центром старообрядцев (типографии для церковных и светских книг), а с конца 18 ст. и в течение 19 ст. здесь образовалась большая ячейка текстильной промышленности (производство сукна и др.), которая в начале 20 ст. стала наибольшей в Украине.

Экономический рост и увеличение населения слобід на севере Гетьманщины, с одной стороны, и постоянные конфликты их с местными дідичами и украинской властью (в частности на почве увеличения государственных налогов) повлеклись до того, что, начиная с середины 18 ст., часть старообрядцев из черниговщины (а также из соседней Гомельщини) переселилась на малолюдные пространства Южной Украины. Они селились в Ново-Сербії, позже Слов’яносербії, а по овладении Русской Империей всей Южной Украины на Херсонце (в частности в Бериславському уезде) и Таврии (особенно в Мелітопільському уезде), где их в 1832 году было свыше 7 000. Поселяется старообрядцев на юге Украины поддерживало правительство, чтобы заселить свободные земли, и давал им на некоторое время разные льготы. В середине 18 в. старообрядке поселилось в южной Бессарабии (их называли здесь ‘липованами) и в устьи Дуная (с. Вилково). Прилив старообрядцев увеличился по присоединении Бессарабии к Русской Империи 1812. В конце 19 ст. во всей Бессарабии, жило около 30 000 старообрядцев — на юге и в Хотинському уезда.

В 1760-1780-х гг. старообрядцы-липованы из Молдавии и Волощини, позже также из Басарабії поселялись на Буковине и Поділлі. Австрийская власть, заинтересованная в заселении Буковины, относилась благосклонно к старообрядцам; цісарським патентом 1783 Йосиф II освободил их от налогов и гарантировал свободу вероисповедания. Центральным поселением старообрядцев было с. Белый Колодец (в настоящее время Глибоцького района), где они при материальной помощи одноверцев из России имели свой церковный центр: монастырь и собор, с 1844 — єписокпат, а потом иерархию (Белокриницкую) во главе с митрополитом, которая рукополагала священників и епископов для старообрядцев всей Русской Империи (этот центр, после толерантного эдикта 1905, частично перенесено в Москву (ячейкой старообрядців-попівців была здесь церковь на Рогозькому кладбища). Количество старообрядцев на Буковине: 1794 — 400, 1844 — 2000, 1900 — 3 110, 1930 — 3 200. Большинство старообрядцев на Буковине были попівцями. В 1880-1890-х pp. буковинские старообрядцы выдавали в Коломые журналы «Старообрядецъ» и «Давняя Русь» за редакторшей Н. Черничева.

Как всюду, так и на Украине, старообрядцы жили по большей части в отдельных жилищах. От местного украинского населения они отличались как вероисповеданием (но обрядом), так и языком, строением и внутренним оформлением хат, также и бытово-экономическими приметами. Основным заниманием старообрядцев было сельское хозяйство (земледелие, огородничество и садоводство), разные виды ремесла и промышленности, торговля. Среди городских старообрядцев было немало богатеи-купцов и фабрикантов. Как выразительно чуженациональная среда, старообрядцы способствовали русификации некоторых местностей, в частности на севере черниговщины, что помогло советской власти отделить от Украины эту территорию и присоединить ее в РСФСР (Брянская область).

В настоящее время на территории Украины есть около 50 старообрядных храмов, в половине которых нет постоянного настоятеля. В Украине есть как безпопівські течения, так и попівськи Церкви : РПсЦ (Русская Православная старообрядная Церковь) и РДЦ (Русская Древньоправославна Церковь).


Особенности обрядов


Основные отличия


* Двуперсне, а не триперсне крестное знамение

* не позволяются мирские типы богослужбового пения : оперное, партесне, хроматическое и тому подобное.

* богослужение происходит за Иерусалимским уставом в версии древнерусского типікону «Церковное глаз».

* нет характерных новообрядцям сокращений и замен. Кафизмы, стихіри и песни канонов исполняются полностью.

* не используются акафисты (кроме «Акафиста Иисусу Сладчайшему» и «Акафисту Пресвятой Богородиці») и другие более поздние молельни произведения.

* не служится великопісна служба Пассия, которая имеет католическое происхождение.

* не позволяется стояние на коленях, потому что это подобно издевательствам римлян над Иисусом.

* хранится «Начал», то есть особенные молитвы перед и после каждого дела

* хранится синхронность действий, потому что церковь за Символом Веры — Соборная, то есть все должно делаться вместе.

* Большой Агиасмой считается вода, освященная в вечер перед Богоявлением.

* Крестный ход ходиться «посолнь» (то есть по часовой стрелке), что символизирует поступь за Христом.

* в большинстве течений одобрюється присутствие христиан в народной одежде времен Руси.

* важное место занимают разные виды речитатива («погласиці») при чтении.

* хранятся старые варианты написания церковно-славянских слов (Иеросалим, священноинок (а не еромонах) и тому подобное)

* используются 7, а не 5 просфор

* «сугубая» (двойная) аллілуія, то есть «Аллилуїя, аллилуїя, слава тебя Боже», а не новое «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава тебя Боже», потому что «аллилуия» и так переводится как «слава богу»!

* хранится 4 вида поклонов и не позволяется замещать один другим. Для земных поклонов используют учебник — коврик, на который кладут руки во время земных поклонов.

* хранится декларируемое в Апостольских правилах и правилах Соборов негативное отношение к любым проявлениям экуменизма.


Символ веры


В ходе «книжного дела» было внесено изменение в Символ веры : убранный союз-сопоставление «а» в словах о вере у Сына Божія «рождена, а не сотворена». Из смыслового сопоставления свойств таким образом было получено простое перечисление: «рожденного, не сотворенного». Старообрядцы резко выступали против своеволия в изложении догматов и были готовы «за единственный аз» (то есть за одну букву «а») пойти на страдание и смерть.


Имя Иисус


В ходе церковных реформ традиционное написание имени Христа Иисус было заменено на заимствование из греческого написания Иисус. Старообрядцы продолжают придерживаться традиционного написания.


Трехсложный восьмиконечный крест


Совершенной формой креста у старообрядцев считается восьмиконечная; четырехконечный крест, как заимствование из латинской церкви, не применяется в ходе богослужения.