Суннизм

  • автор:

Суннизм — это основное (ортодоксальный) направление в исламе, представители которого считают, что халифом может быть лишь тот человек, который имеет репутацию и знание богослова и правоведа высшего ранга (то есть мудрый и физически здоровый человек).


Демография


Есть много проблем у демографов, которые пытаются вычислить пропорцию сунітів к шиитам. Например, нет никаких данних для стран, где шииты — существенное меньшинство, в этом случае все мусульмане регистрируются, как суниты.

Тому, используя разные источники, можно допустить что шиитов приблизительно от 7.5%, к 10% от общего количества мусульман.


Особенности суннизма


Суниты делают особенный акцент на выполнение Сунни (поступки и высказывания Пророка, устна традиция, аналог устного Святого Прєдания в православии) пророка Мухаммеда, на верности традиции, на участии общества в выборе своего председателя — халифа. Основными признаками принадлежности к суннизму считаются: признание достоверности шести наибольших возведений хадисов (составленных Бухаре, Муслимом, ат-Тирмизи, Абу Даудом, ан-Насаи и Ибн Маджи); принадлежность к одному из четырех суннитських мазхабов (маликитского, шафиитского, ганафитського и ганбалитського); признание законности правления первых четырех («праведных») халифов — Абу Бакра, Омара, Османа и Али (шииты признают только Али).

Суннизм как определенное течение сформировался в XI веке в борьбе с шиизмом и в противопоставлении ему, но до сих пор этот срок имеет намного менее четкое содержание, чем термин «шиизм».

СУННА (араб. ас-сунна) — в первичном смысле означает «обычай, пример, путь, направление (по которому следует идти)». Под этим понятием имеется в виду жизненный путь пророка Мухаммеда как пример для всех мусульман.

Еще к Мухаммеду каждое арабское племя имело свою «сунну», то есть неписанний сбор морально-правовых распоряжений, «обычное право» патриархально-общественного общества, которые унаследованы племенем от предыдущих поколений. Потребность в сунне — возведении правил поведения мусульманина во всех жизненных ситуациях — возникла после смерти пророка. После его кончины оказалось, что распоряжений, которые содержатся в Коране, недостаточно для решения всех государственных общественных проблем. Возникла практика поиска прецедента, то есть, если решение нельзя было найти в Коране, обращались или к действиям самого пророка (сунна), или к древним обычаям Медины (тем более, что Мухаммед не отбрасывал родо-племинних законов). В крайнем случае, прибегали к мнению (рай) судьи, который должен был решать «по справедливости». Таким образом, уже на раннем этапе формирования мусульманского общества возникли две тенденции. Первая предлагала пользоваться распоряжениями Корана, что выходили от пророка, то есть, основываясь на документально зафиксированных нормах, вторая допускала независимое мнение факиха, который должен был брать на себя ответственность за принятие решения.

Первичное использование раи (личного мнения факиха) не получило широкого распространения. Мусульмане считали лучшим опереться на высказывания и действия пророка, которые, будучи зафиксированные, стали вторым, после Корана, источником ответов на возникающие вопросы. Таким образом, соблюдать сунни значило следовать примеру Мухаммеда, наследовать ему. В Коране встречаются выражения «сунна предков» (Коран, 8:39, 15:13, 18:53, 35:41) и «сунна Аллаха» (Коран, 17:79, 33:62, 48:23), который означает практику, которой придерживались предыдущих поколений, или сам Аллах. Вне Корана под словом «сунна» имеется в виду более широкое понятие. Со временем сунна приобрела черты, которые позволяют отождествлять ее с понятием «правоверность» в христианстве.

Слежка правилам, изложенным в сунни, считается обязательной для членов мусульманского общества. Отсюда возникло название «суннити» — те, кто следует путем. После смерти Мухаммеда на основе сунни решались много практических вопросов жизни общества и даже халифата. В качестве пропагандистов сунни сначала выступали сподвижники пророка и члены его семьи, которые сохранили в памяти высказывания пророка, его поступки или даже молчания в некоторых ситуациях. Впоследствии в сунну стали включать примеры из жизни четырех праведных халифов — Абу Бакра, Умара, Усмана, Али.

Проблема соотношения сунни и Корана занимает важное место в трактатах по основам религии (Усул Ад-дин). В трудах из основ фикха в 9-10 вв. обсуждался вопрос приемлемости других источников решения правовых казусов кроме Корана и сунны.

Исламская сунна включает нормы государственного, криминального, имущественного, семейного права, а также предлагает стереотипы поведения мусульманина в быту. Как было сказано выше, сначала за основу была взята сунна Мухаммеда, который включает поступки (фиал) и высказывания (каул) пророка, зафиксированные его последователями в виде хадисов (хадис, множество ахадис — сообщение, рассказ). Появление и дальнейшее использование хадисов было обусловлено тем, что «божественных установлений», изложенных в Коране, очутилось недостаточно для решения огромного количества вопросов, которые вставали перед новыми поколениями мусульман. Важным источником стали переводы о поступках, языках, советах и рекомендациях Мухаммеда его современникам. Идеальный образ пророка, вождя, основателя государства, сначала бедного и гонимого, но такой, что не побоялось выступить против ошибок своих соплеменников, человека, которого выбрал для своих посланий Аллах, вызывал почет и увлечение мусульман. Это был образ, по которому каждый мог сверять свои поступки. Поэтому учение о пророке Мухаммеда, его словах и делах, стало важной составной частью ислама, вошло в символ веры, в право, в богословие, историографию и литературу.

Информация о высказываниях и поступках пророка, об обстоятельствах, которые сопровождали ту или другую ситуацию, сложили самостоятельный раздел арабской литературы. Каждое сообщение сопровождалось иснадом — ссылкой на непрерывную цепь людей, передаваших эту информацию. Как правило это были люди из ближайшего окружения Мухаммада — Абу Бакр, Умар, Айша, Али, Абу Хурайра и др. Согласно постоянной традиции, чем достойнее был передатчик, особенно последний в цепи иснаду (то есть найраниший), тем более бесспорной считалась достоверность текста (матн), который следовал за иснадом. Наиболее достовреними хадисами были те, которые можно было проследить по нескольким цепочкам передатчиков.

Примерно за два с лишним столетия число хадисов достигло астрономических цифр: больше миллиона.

К началу 8 в. в «науке о хадисах» (ильм аль-хадис) сложилось три школы: мединская, иракская и сирийская. Тогда же началась письменная фиксация хадисов. От сначала этапа ничего не сохранилось, но во второй половине 9 в. существовало уже шесть сборников хадисов, которые надолго и крепко завоевали авторитет и переписывались в большом количестве экземпляров. Среди сунитив наибольший авторитет имели шесть сборников: Аль-Джами ас-Сахих Аль-Бухаре (810-870); ас-сахих Муслима ан-нишапури (817-875). Меньшую популярность имеют Суннан ибн Мажда (умер 886); Суннан Абу Дауда ас-Сиджистани (умер 888); Аль-Джами аль-Кабир Мухаммада ат-тирмизи (умер 892); Суннан ан-Нисаи (умер. 915).

Однако наиболее авторитетным сборником хадисов считается Аль-Джами ас-Сахих, составителем которого был Мухаммад Аль-Бухаре. Он отобрал 7400 хадисов. Ас-Сахих признан мусульманами выдающимся руководством по фикху (комплекс правил поведения мусульманина). В других сборниках интерес составителей был сосредоточен вокруг тех или других правил и норм быта. Детально рассматривается что разрешено (мандуб) и что запрещено (макрух), как относиться к ритуалу, еде, одежде, взаимоотношениям между людьми, к заключению договоров о покупке-продаже и тому подобное.

В целом на базе хадисов была разработанная система стереотипов поведения мусульманина, где все поступки человека рассматривались через призму пяти понятий : ваджиб или фард — «обязательные», мандуб — что «рекомендуются», мубах или джаиз — «разрешенные» (но не допускающие одобрения или награды), макрух — «не одобряемые» (но что не запрещаются) и махзур — «запрещенные». Впоследствии на основе хадисов была создана сэра — биография (жизнь) пророка Мухаммада, который так же прокламирует его жизненные принципы.

В 9-10 в. исламские богословы обсуждали вопрос о допустимости использования как «Усуль Ад-дин» (основ религии) других источников, однако большинство их отбросило такую возможность. Сунна является составной частью исламского богословского образования. При подготовке имама и факихив (богословов-законоведов) знание сунни пророка является одним из необходимых условий авторитета религиозного деятеля. В богословии существует ряд дисциплин, которые непосредственно основаны на сунни, по ней сверяются все нововведения, иначе они объявляются бида (ненужным нововведением).