Тенгрианство — языческая религия тюрков, основанная на вере у творца Тенгри, неотъемлемая часть тюркской мифологии. Вероятно возникла в конце 2 — началу 1 тысячелетие до Р. Х., но не позже 5 — 3 века к Р. Х. Вспоминается в маньчжурских требниках, китайских летописях, арабских и иранских источниках, фрагментах сохраненных давньтюркських рунических и согдомовних памятниках 6 — 10 веков. На каменных плитах в районе Верхнего Енисея сохранились высеченные изображения священнослужителей в длинной одежде с жезлами в руках. Рисунки алтаря с чашей, которая стоит на нем, очень похожей на потир, изображают элементы религиозного обряда.
Структура Вселенной
Выразительной особенностью тенгрианства было выделение трех зон Вселенной : небесной, земной и подземной, каждая из которых, в свою очередь, воспринималась как видимая и невидимая.
* Небесный мир (верхний).
* Невидимое Небо, дальнее, состояло из трех, девяти и более горизонтальных ярусов, каждый из которых был обителью того или другого божества. На наивысшем ярусе проживал Большой Дух Неба — Тенгри. К небесной зоне относили светлых и доброжелательных человеку божеств и духов. Они перемещались на конях, потому в жертву им приносили коней.
* Видимоме Небо, ближнее, было куполообразным. В нем располагались солнце и месяц, звезды и радуга.
* Средний мир.
* Невидимый мир был заселен божествами и духами природы : хозяевами гор, лесов, вод, перевалов, источников, других объектов, а также духами умерших камнив. Они повелевали видимым миром и были наиболее близки к людям. Постоянное местонахождение духов-хозяев — приграничье человеческого и естественного миров, зона вторжения человека, который обусловлен его хозяйственной деятельностью. Если равнинная часть ландшафта — степь, горная долина принадлежала людям, то места, расположенные выше или ниже, были заселены духами-хозяевами, и человек, будучи там гостем, проникал за этот предел после «кормления» духов, или простого жертвоприношения. Отношения между людьми и духами — хозяевами местности понимались как отношения партнерства, а если их и уважали, то как старших родственников, или пращуров, которыми они часто и мыслились. Наиболее значимым хозяевам гор, лесов и вод тюрки устраивали общие жертвоприношения. Считалось, что именно от них зависело хозяйственное благополучие общества.
* Видимый мир воспринимался древними тюрками как живой и неживой. Для человека это был мир наиболее доступный для освоения, познания, особенно в тех местах, где он родился и жил.
* Подземный мир (нижний).
* Невидимый мир был сосредоточением плохих сил во главе с могучим божеством Ерликом. Этот мир также был многослоен. Здесь поселялись люди, срок жизни которых в среднем мире закончился. Особенности подземного мира — его зеркальная перевернутость и запахи, отличающиеся от земных.
* У нижнего мира существовала видимая структура со своими границами: любые западина и отверстие могли оказаться входом к подземному царству. Все живет, что проживает в земле, под землей, в воде, считалось принадлежностью нижнего мира. Производительные характеристики нижней части человеческого тела переносились на «низ» во всех его проявлениях.
В целом в традиционном давньотюркському мировоззрении мир не столько вычислялся в уровнях и ярусах, сколько переживался эмоционально и не как набор символов, а как действие, изменение, в постоянной динамике. Основная функция мира — непрерывность жизни, ее постоянное возобновление, и человек как часть света был кровно заинтересован в том ж. На продолжение существования было направлено — прямо или побочно — все ритуалы, обряды, праздники, которые были согласованы с естественными ритмами (времени, последовательного изменения времен года и перемещение небесных тел) на основе трудовой деятельности, связанной с животноводством, поклонения божественным силам природы и культа предков.
Пантеон богов
Давние тюрки считали, что Вселенной правят: Тенгри-хан — верховное божество, а также божества — Йер-суб, Умай, Ерлик, Земля, Вода, Огонь, Солнце, Луна, Звезды, Воздух, Тучи, Ветер, Смерч, Гром и Молния, Дождь, Радуга. Тенгри-хан, иногда вместе с Йер (Землей) и другими духами (йорт йясе, су анаси и другим), вершил земные дела и, прежде всего, «распределял сроки жизни», однако рождением «сыновей человеческих» ведала Умай — олицетворение женского земного начала, а их смертью — Ерлик, «дух подземного мира». Земля и Тенгри воспринимались как две стороны одного начала, которые не борются друг с другом, а взаємодопомагають.
Человек рождался и жил на земле. Земля — его место существования, после смерти она поглощала человека. Но Земля дарила человеку только материальную оболочку, а, чтобы он творил и этим отличался от других земных существ, Тенгри посылал на Землю к женщине, будущей матери, «угол», «сюр». Дыхание — «плетень» как признак рождения ребенка, было началом периода пребывания человека на «лунно-солнечной земле» до самой смерти, пока оно не обрывалось — «плетень бетте». Если «плетень» был признаком всех живых существ, то с «углом», самой сутью жизни божественного происхождения, которое приходит из Космоса, связывали жизненную силу человека от его зарождения до самой смерти. Вместе с «углом» Тенгри дарил человеку «сагиш» («мин», «бегер») и этим отличал ее от всех живых существ. «Сюр» также дарился человеку вместе с углом. Считалось, что в «сюр» умещенный ее внутренний психологический мир, который взрослел вместе с ней. Кроме того, Тенгри дарил человеку «кунел», благодаря которому человек был способен предчувствовать много событий — «кунелем сизое». После смерти, во время сжигания физического тела умершего, «угол», «плетень», «сюр» — все одновременно были испаряющимися в огне, и умерший «улетал», переселяясь на Небо вместе с дымом похоронного костра, где становился духом (духом предков). Давние тюрки верили, что смерти нет, есть стойкий и последовательный круговорот жизни человека у Вселенной: рождаясь и умирая не за своей волей, люди приходили на Землю не даром и не временно. Смерти физического тела не боялись, понимая ее как естественное продолжение жизни, но в другом существовании. Благополучие в том свете определяли тем, как родственники выполняли обряды захоронения и жертвоприношения. Если они были исправны, дух предка протежировал роду.
Сыновья Неба
Глубоко уважаемым давними тюрками был культ предков-героев (культ сыновий Неба), «которые прославились своими подвигами на ратных полях». Тюрки верили, что кроме физического кормления тела, необходимо кормить и душу. Одним из источников энергии души был дух предков. Считалось, где жил и творил герой, там и после смерти его дух мог предоставлять постоянную защиту и помощь своим родственникам и народу.