Зороастризм — (самоназва: Вахви Даена Маздаясна — Добрая Вера Вшанування мудрости) — древнее пророческое вероучение, в основе которого находится проповедь давньоиранського пророка Заратуштри, известная из зороастрийских гимнов, — Гат, которые дошли до нас в составе Авести — священого зороастрийского канона.
Пророчество заключается в том, что существует двое исконных выборов: благой и злой, которые появились Заратуштри в одном из видений, как Спента-майню («Дух cвятий») и его противник — Анхра-Майнью («Злой дух»), который также был с самого начала, но полностью слей и жестокий.
Все, что происходит в мире — происходят согласно одной из этих причин. Между ними продолжается постоянная непримиримая борьба. Человек самостоятельно должен избрать, на какой стороне она находится. От этого выбора зависит ее дальнейшая судьба.
Зороастризм очень древняя религия. Он был национальной и государственной религией для значительной части персидского народа, прежде чем постепенно не уступил место ислама в 7 веке. Политическая сила доисламских персидских династий предоставляли зороастризму большого престижа. Некоторые из его основных докрин были заимствованы другими более поздними религиозными системами. Зороастризм тоже запозичав из других систем верований, в древние времена от вавилонян, а в современную эру от теософии и эзотерики, христианства, ислама и индуизма. в наше время в зороастризми нет принципиальных теологических расхождений за исключением схизмы, связанной с разницами в календарях. Однако зороастризм не монолитен — местные и индивидуальные верования, обряды, ценности отличаются через современные влияния, которые иногда приводят к обогащению традиций, а иногда к полному вытеснению.
Сотворение мира
В своей мудрости Ахура-Мазда, знал о существовании противника — Ангра Майнью и для того, чтобы сделать его бессильным он создал материальный мир. Сначала Ахура-Мазда создал с помощью Святого Духа (Спента-Майнью) шесть Амеша-Спента — «Бессмертных Святых», которые в той или иной мере являются эманациями самого Ахура-Мазди. Слово «спента», в самой своей основе означает «тот, который владеет силой», а в отношении к благим божествам — «помощь, которая владеет силой». Именно их Заратуштра увидел в своем первом виденьи. Они вместе с Ахурою-Маздою создали семь творений, которые образовали мир. Это:Вогонь, Вода. Земля, Воздух, Растения, Животные и Человек
Шесть Бессмертных святых появляются, как атрибуты самого Ахура-Мазди. Со своей стороны, Он может наделить людей этими весомыми духовными и этичными качествами. Для каждого человека, в том числе и для самого пророка, тем Бессмертным святым, который указывает путь к другим, является Воху-наваждение («Благой помысел, Понимание»). Ближайший его Союзник — это Аша-Вахишта («Наилучшая праведность, Истина»), божество, которое отображает могучий закон истини-аша. Потом идут Спента-Армаити («Святое благочесття») и Хшатра-Ваирйа («Желательная власть, Милосердие»), что олицетворяет собой силу, которую каждый человек проявить, стремясь к праведной жизни. Заключительная пара — это
Хаурватат («Целостность, Здоровье») и Амеретат («Бессмертие, Радость»). Они дарят вечную жизнь и процветание.
Появление в мире противника
Ангра Майню лишен любых творческих способностей. Все что он может сделать, это потерять, и перевернуть с помощью лжи — Друдж. После его вторжения в мир, созданный Ахурою Маздою, стало известно, что мир будет существовать до тех пор, пока Ангра Майню навсегда не станет бессильным как-то влиять на творение. Тогда в мире состоится Воссоздание — Фрашо Керетти и наступят идеальные сутки.
Задание человека в мире
Зороастрийская вера учит потому, что человек получает свое земное существование ради воплощения своих особенных заданий, относительно укрепления правды и истребление зла. Поэтому каждый человек должен следовать этичной триаде — Добрых мыслей, добрых слов, и добрых дел. С помощью Даени — одновременно и душе, и совести, человек может общаться с Творцом. На помощь человеку в борьбе с силами зла приходят Язати — «достойные чествования», такие как Митра — договор, Айриман — дружба, Сраоша — послух, Хварно — счастье, и другие. При жизни человек должен сделать как можно больше добрых поступков, благодаря чему решится ее дальнейшая судьба.
Судьба человека после смерти
После смерти человек становится на Мост Чинват (Мост Розлучитель), который связывает место предыдущего существования из Гарозманом (Местом Песен). На встречу человеку идет его даена. И тот кто в жизни был праведным, баче в ней волшебную девушку, которая помогает человеку достаться неба. А тот кто на своем веку больше грешил побаче свою даену, как страшную ведьму, которая потянет его к самому Ангра Майню в ад, и тот скажет грешному: «Как же ты был недоволен своим Творцом, который решил встретиться со мной»! И нанесет ему адские муки.
Зороастризм в мировой культуре
В Европе содержание Авести стало известно в XVIII ст. после перевода Дюперрона в 1771 году французским языком, что дало возможность даже проследить влияние учения Авести на формирование религиозных систем более позднего происхождения.
Зороастризм впервые в истории религий выдвинул детальную систему есхатологизму (религиозное учение о конечной судьбе человечества и Вселенной). Основой этого учения является дуалистическое понимание двух его истоков — добра и зла. С этой концепцией связанное и зороастрийское понимание человека, который является продуктом божьего творения, созданная Ахурою Маздою для добра. Но человек имеет свободную волю, может поддаваться влиянию зла и воспринимать его.
Борьба добрая и зла непременно завершится победой добра. Тогда все человечество объединится под председательством Саошьянта (Спасителя) и образует единое государство с единственным языком. Зло будет уничтожено огнем и расплавленным металлом. Такая эсхатологическая картина подносила авторитет зороастризму среди политеистических религий давнего мира.
Современные сторонники зороастризму
Наибольшее зороастрийское общество живет в Индии. Когда исламские султаны завоевали Персию, и часть местного населения, которая не желала переходить в ислам, убежала в поисках убежища на западное побережье Индии, а часть распылилась по всему свету. В наше время второе место среди стран за количеством зороастристив занимают Соединенные Штаты.
Наибольшее индийское общество зороастрийцив известно как парси.
Общины зороастрийцив существуют также в Иране, особенно в районах, где до сих пор разговаривают на языках, отличающихся от фарси. Любопытство к своему зороастрийскому прошлому проявляют также соседние с Ираном страны Центральной Азии, такие как Таджикистан и Узбекистан. По предложению Таджикистана ЮНЕСКО объявило 2003 год годом празднования 3000 лет зороастрийской культуры, в рамках которого были устроенные мероприятия во всем мире.
В целом состоянием на 2004 количество зороастрийцив в мире оценивалась в пределах от 145 тыс. до 210 тыс. Перепись 2001 в Индии зафиксировал 69 601 парса. В Пакистане их около 5 тыс. В англоязычной Америке насчитывается по оценкам 18-25 тыс. зороастрийцив как индийского, так и иранского происхождения. 3,5 тыс. зороастрийцив живут в Австралии. Относительно их количества в Иране существует большое расхождение в данных. За последней переписью, проведенной к революции, их было 21 400.
Приблизительно 10 тыс. зороастрийцив остаются в Центральной Азии, например на территории древних Бактрии (современный Афганистан), Согдианы, Маргиани.
Среди известных зороастрийцив в современном мире дирижер Зубин Цель, рок-музыкант Фредди Меркюри, французский актер Робер Оссейн.