Баптизм

  • автор:

Баптизм — одно из направлений протестантизма.


Основание


К началу 1500 года в разнообразных странах Западной Европы начали образовываться группы верующих, которые были не соглашались с действиями официальной Католической Церкви, а точнее — с действиями Римо-католической церкви по странам своего поселения.

Начало XII века — и следующие несколько веков — стали временами возникновения новых христианских течений в Западной Европе: вальденси (XII ст.), лолларди (Англия, в 1380 г.), гуситы (Чехия, в 1410 г.), Саванаролла (Италия, в 1490 г.), лютеране (Германия, в 1517 г.), реформаторы (Швейцария, в 1520 г.), анабаптисти (Швейцария — Германия, в 1527 г.), менноніти (Германия, в 1535 г.), кальвинисты (Швейцария, в 1541 г.), гугеноты (Франция, в 1570 г.), пуритане (Англия, в 1580 г.), индепенденты, (Англия, в 1590 г.) баптисты (Нидерланды, в 1609 г.), первая баптистская Церковь — Англия, в 1612 г.

Первые баптисты были англичанами-конгрегационалистами, которые через религиозные преследования эмигрировали из Англии в Нидерланды. Основателем баптизма и первым руководителем первого баптистского общества стал Джон Сміт. В 1612 году, когда в Англии возникла волна религиозных преследований, часть амстердамских баптистов вернулась на родину — но уже без основателя баптизма. И в этом же, 1612 году, в Лондоне возникло первое баптистское общество. Именно в Англии полностью сформировались вероучение и догматы — и именно в Англии англичанке начали называть себя баптистами.Сначала течение имело незначительное распространение, хотя уже в войске пуритан Оливера Кромвеля находим его представителей.


Баптисты в Украине


И в Украине известны несколько центров пробуждения. Баптистские общины возникли на основе штундизма — течения протестантского характера, которое развивалось в немецких колониях.Первым в 1852 году стало село Основа Одесского уезда Херсонской губернии. Вторым — это села Карлівка и Любомирка Єлизаветградського уезду Таврической губернии. Выдающимся проповедником на Надднепрянщине был простой крестьянин Рябошапка.На Западную Украину евангельское движение долунав позже: на Волынь в 1864 году, на Буковину, которая была под Румынией в 1920 году, на Галичину в 1920-1925 годах. В Бессарабії пробуждения почалалося в 1870 году. А уже в 2000 году в Украине было свыше 2000 общин и около 150 тыс. членов баптистских церквей.

В советское время баптисты преследовались, много из них погибли по лагерям.В 60-х годах баптистское движение испытало раскол — выделилась группа т. зв. «прокоф «евцов», которые выделялись консерватизмом и антисоветским устремлением. Данная группа получила название «нерегистрируемые» или «отделенные» и сформировала свой провод (Совет церквей), печатный орган и тому подобное.Основное течение (и намного более численная) называлось «регистрируемым».Возникли и меньшие группы — «чистые» баптисты и «автономные» общины. Репрессии власти однако были направлены и против «регистрируемых» и против «нерегистрируемых».Из последних наиболее известным является узник советских лагерей Георгий Вінс.

В Украине Председателем Союза евангельских христиан-баптистов (ЕХБ), то есть «регистрируемого» течения, с 1990 по 2006 гг. был Григорий Иванович Комендант; в 2006 г. Головой ЕХБ Украины был избранный Вячеслав Васильевич Нестерук, его заместителем — Шемчишин Владимир Павлович.


Вероучение


Вероучение баптистов основано на лютеранском и кальвінізмі. Особенное значение предоставляется личной вере: баптисты упростили культовую и церковную организацию, обряд крещения проводят над взрослыми, мотивируя это тем, что Иисус Христос принял крещение во взрослом возрасте (Матв.3:16), а также (1Петр.3:21), где читаем, что крещение — это обещание Богу доброй совести. Крещение рассматривается как знак духовного

возрождения, а баптизм, теперь, требует от верующих активной миссионерской деятельности.


Устав веры


1. Святое Письмо.

Верим, что Библия — канонические книги Святого Письма — есть богонатхненим по своей природе духовным письменным произведением, настоящим Словом Божьим, которое выражает Боже Само открытие. Признаем, что в тексте оригинала Библия является непомильною, авторитетной и достаточной на все времена. Тому, имея Божий авторитет, Святое Письмо — это для нас практическая установка во всех аспектах жизни.


2. Бог.

Верим у единственного, живого и истинного Бога, в Лицо безначальну, — такую, что вечно существует, все знает, является святой, всюдиприсутньою и всемогущей, Творцом и Обладателем всего, что существует: видимого и невидимого миров.

Мы верим в то, что Бог является триединым : Отец, Сын и Святой Дух. Каждое Лицо Троицы владеет всей совокупностью божественных черт и является ровной в них другим. Триединый Бог в Своем естестве является нераздельным, так что Отец — Бог, Сын — Бог и Святой Дух — Бог, но не три Бога, а один Бог.

Верим у Бога-отца — никем не созданного, безначального, Творца вселенной.

Верим у Бога-сына Иисуса Христа, не созданного, а однородженого от Отца и единосущного Отцу, истинного Бога, через Которого начало быть все. Ради спасения людей Он стал истинным Человеком, будучи непорочно зачатый в лоне Девы Марии от Духа Святого. Он прожил безгрешную жизнь, умер за грехи людей, был похоронен, воскрес,

вознесся, сел справа Бога-отца и снова придет в славе судить живых и мертвых.

Мы признаем, что Иисус Христос является единственным посредником между Богом и человеком.

Верим у Бога-духа Святого, не созданного, Который происходит от Отца через Сына, являемся истинным Богом и равным Отцу и Сыну. Он является Участником в сотворении мира, по делу спасения человека, в збудуванні Церкви. Он является вдохновителем Святого Письма. Он разоблачает мир в грехе, прославляет Христа, наставляет верующих.


3. Человек.

Верим, что Бог создал человека безгрешной, за Своими образом и подобием. Признаем, что Бог создал человека свободной в выборе между добром и злом. Первые люди самостоятельно избрали путь непослушания своему Творцу и этим згрішили против Бога. Через это грехопадение первых людей все человечество унаследовало от них греховную природу и смерть.

Верим, что Бог в Своей любви предусмотрел план спасения людей через добровольную жертву Иисуса Христа за наши грехи. Иисус Христос взял на Себя все человеческие вины и вытерпел наказание за них на Голгофському кресте. Спасение звершується Богом через благодать, человек принимает спасение верой. Через веру человек получает оправдание. Следствием навернення к Богу является рождение сверху от Святого Духа (возрождение). Следствием оправдания является освящение — процесс отделения от греха, посвящения себя Богу и переображення в образ Иисуса Христа. Христианин должен освящаться постоянно в течение всей жизни. Человек выявляет свою веру через свои поступки.


4. Церковь.

Верим, что Церковь создана Иисусом Христом. Она есть собраниям рожденных сверху людей, которые выкуплены Иисусом Христом из всех народов в течение всех времен. Признаем, что Иисус Христос является Председателем Церкви. Принадлежность человека к Церкви христовой оказывается через принадлежность к одной из местных церквей.

Местная церковь есть собраниям рожденных сверху людей, которые проживают в одной местности, соединенные одной верой и добровольно объединились для общего служения Усадьбу и удовлетворение своих духовных потребностей. Верующие присоединяются к местной церкви через водное крещение по вере. В каждой местной церкви Господь поставляет служителей (пасторов и диаконов) через избрание их местной церковью.

Верим, что водное крещение по вере является заповедью Господа Иисуса Христа, установленной для тех, кто навертелся к Богу, раскаялся в своих грехах, уверовал у Иисуса Христа как своего личного Спасителя и пережил рождение сверху. Предпосылкой крещения является сознательное признание человеком своей веры у Иисуса Христа как личного Господа и Спасителя. Крещение

звершується служителями церкви в виде полного погружения новообращенного в воду.

Верим, что Ужин Господен — это заповедь Господа Иисуса Христа, которая была установлена Им для упоминания и извещения Его страданий и смерти. Мы признаем, что хлеб и вино указывают на тело и кровь Иисуса Христа. Ужин Господний выражает единение верующих с Иисусом Христом и друг с другом; участие в Ужине Господнем имеют право брать члены церкви, которые находятся в мире с Богом и церковью.


5. Второй приход Христа.

Верим во второй приход Господа Иисуса Христа на землю в силе и славе, в воскресенье умерших в Христі и в перемену тех верующих, которые на время подхватывания Церкви будут живы. Верим во встречу Церкви с Христом на тучах. Мы верим в тысячелетнее Царство Христа. Также верим в воскресенье всех умерших и праведный суд Божий над каждым из них: после суда наступит вечность, которая для одних будет вечным блаженством с Христом, а для других вечными муками.


6. Принципы христианской жизни.

Верим, что брак создан Богом как союз мужчины и женщины. Мужчина и женщина соединяются для взаимной помощи, поддержки и продолжения человеческого рода. За Святым Письмом, мужчина может иметь одну дружину, и, подобно, женщина — одного мужчины. В случае смерти мужчины или дружины Слово Божье не запрещает тому, кто остался, вступать в брак. Верим, что тем, кто вступил в брак, Господь приказывает не расставаться, позволяя развод через прелюбодеяние или разврат одной из сторон. Признаем, что добрачные половые отношения, а также союз, между лицами одного пола являются грехом. Признаем, что деть в семье

является драгоценным подарком от Бога и что родители несут ответственность за воспитание своих детей.

Признаем, что свобода совести является одним из неотъемлемых прав человека, что никто не имеет права заставлять человека верить или не верить у Бога, практиковать или не практиковать свою веру.

Верим, что власть установлена Богом для защиты добрых и наказания злых людей. Мы признаем, что Господь приказывает нам молиться за правителей, мир и правосудие. Признаем, что христиане должны быть образцовыми гражданами своего государства. Признаем, что христиане имеют право работать в органах власти. Также мы признаем, что христиане должны выполнять законы своего государства, если данные законы не ограничивают свободы совести и свободу выполнения Божьих предписаний. В противном случае оставляем за собой право делать согласно Слову Божьему.

Признаем, что отделение Церкви от государства отвечает принципам Святого Письма и что Церковь не может находиться под руководством светской власти.

Данное Признание веры является коротким изложением основных положений веры евангельских христиан-баптистов.


Направления


В мире баптизм разделяется на несколько направлений.В частности: «общие» (считают, что Христос умер за все человечество),» частичные»(Христос умер не за всех, а лишь за «часть», тех, кто предвиденные к спасению) открытые»,» закрытые» змеиные»(небольшая фундаменталистская группа в США),» примитивные» и тому подобное.Во времена СССР местные баптисты также поделились на несколько направлений: «регистрируемые» (во времена СССР были зарегистрированы властью, более модернизируемые),» нерегистрируемые» или «отделенные» (не признавались властью, более консервативные), а также «чистые» и «автономные» общины.Данное разделение характерно и для современной Украины.