Добро и зло

  • автор:

При разных обстоятельствах каждый человек определяет конкретное отношение окружающих к себе и свое отношение к близким и знакомым. Самым распространенным средством такой «оценки» является понятие «добро» и «зло». Определения добра как духовной ценности целеустремленно осуществляется в пределах аксиологии — науки о ценностях, которая выясняет качества и свойства предметов, явлений, процессов, которые способны удовлетворять потребности, интересы и желания людей. Добром помечают способность человека творить благо в интересах общества, другого человека. Понятие «добро» определяет морально позитивное отношение к разным явлениям из позиции признания их необходимыми для сосуществования людей. Известные из истории попытки определения добра и красоты осуществлялись через соотношение с понятием «благо». За Аристотелем, выше благо является родовым относительно понятия добра, более широким по объему. Немецкий философ Гегель отмечал, что в случае отсутствия блага «деяния не является добром». То есть добром называлось то, которое создает благо, способствует его сохранению и приумножению.

Благо — социально-философске понятие, которым определяется все, что удовлетворяет потребности человека и имеет для нее (и общества) значение позитивной ценности. В этом понимании понятия «благо» приближается к категории добра и ценности и нередко отождествляется с ними. Добро — это чувство и осознание человеком своей способности творить благо.

Явления, которые влекут разрушение общественного бытия, называются злом. Понятие «зло» в общей форме помечает то, которое является морально негативным, оказывает разрушительное влияние на человека в ее естественных и общественных проявлениях. Зло — это чувство и осознание человеком своей способности делать вред. Следует отметить, что добро и зло могут быть двумя противоположными свойствами одного и того же явления. Например, учение о микромире и его приложении в энергетике — это добро, -але угроза термоядерной войны, которая стала возможной лишь благодаря развитию физики микромира, — зло.

Добро и зло следует понимать как объективные определения определенных событий, поступков, которые могут быть конкретными историческими явлениями. При этому понятие «добро» — наиболее общее выявление духовного в человеке. Например, бытуют представления, якобы духовного вообще не существует, что дух — это выдумка порочного сознания. На основании таких взглядов человека считают утилитарным, эгоистичным существом, которое живет только материальными потребностями телесного. И такие теории вульгарного материализма опираются на реальный фактический материал. Твариноподибни люди существуют реально.

Однако противоположные факты свидетельствуют, что среди нас живут люди — носители духа, которых не устраивает бездуховная жизнь, животный уровень понимания добра, они берут на себя сложное дело утверждения духовности, свободы, волеизъявления, творчества — как высшего блага, основы творения добра. Чаще всего бездуховность проявляется в виде аморальности — разрушения моральных принципов общества. Понятия «добра» и «зла» выполняют функцию формирования чувства личной ответственности за собственные поступки.